В России около 1000 желающих купить акции Facebook

IPO крупнейшей социальной сети заинтересовало рядовых россиян: брокеры привлекли от них заявок более чем на $20 млн, но бумаги достанутся не всем
Bloomberg

Два крупнейших по количеству активных клиентов российских розничных брокера – «Финам» и БКС - привлекли порядка 1000 заявок на покупку акций Facebook на публичном размещении, которое может пройти до 18 мая. Около 470 заявок (в среднем по $15 000 каждая) получил «Финам», рассказал его президент Владислав Кочетков. По словам руководителя направления брокерского обслуживания на международных рынках БКС Алексея Ивина, заявки подали около 500 человек на общую сумму порядка $15 млн. У обеих компаний порог входа в эту сделку - $10 000. Вознаграждение брокеров - 1 и 0,764% от суммы заявки у БКС и «Финама» соответственно.

Собрав пожелания инвесторов, брокерская компания внесет от себя одну общую заявку в книгу заявок.

Для первичного размещения на бирже NASDAQ Facebook установила ценовой диапазон для своих акций в $28-35 за бумагу — такая оценка содержится в документах к IPO, поданных соцсетью 3 мая в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC). Это означает, что саму компанию оценили в $77-96 млрд. За 2011 г. по US GAAP выручка соцсети составила $3,71 млрд, прибыль – $1 млрд.

По данным Bloomberg, сейчас только два аналитика выставляют рекомендации по акциям Facebook, обе – «покупать». Уже торгуемый аналог - сеть LinkedIn к текущему моменту (IPO прошло в начале мая 2011 г.) выросла более чем на 80%. В первый день торгов котировки взлетели на 109% (но спустя непродолжительное время начали снижаться).

Именно из таких спекулятивных соображений «Финам» и рекомендует покупать эти акции, отмечает Кочетков. Впрочем, получить акции и, возможно, заработать смогут не все. Нельзя гарантировать, что заявки будут удовлетворены, отмечает Кочетков: «Для западных инвестбанков практически все российские компании – клиенты третьего круга, но мы ведем с ними переговоры, постараемся попасть в книгу заявок». Правда, практика показывает, что обычный процент удовлетворения «российских» заявок при большой переподписке - ноль, так что хорошо будет, если удовлетворят 20-30% заявок и порядка 50% - в идеале, добавляет он. Причина и в том, что организаторам проще продать значительные объемы крупным покупателям, чем распылять пакет на небольших клиентов, отмечает Ивин.

«Не помню, чтобы российские розничные брокеры массово предлагали населению участвовать в IPO западной компании», – отмечает гендиректор брокера «КИТ финанс» Александр Свинцов. - Видимо, это впервые».

Впрочем, "Финам" давал доступ к первичному размещению акций Zynga и Groupon и активность была высокой, говорит Кочетков; правда, заявки компании не были удовлетворены. Отсюда и возникла идея предложить розничным инвесторам поучаствовать в размещении Facebook, ведь это самое громкое IPO из всех, что пройдут в ближайшие годы, и, хорошо прорекламировав акцию, можно расширить клиентскую базу, объясняет Кочетков. По его словам, около 150 заявок подано именно новыми клиентами. В этот раз "какой-то" объем от организаторов размещения должен быть получен, но какой точно - пока неизвестно, говорит он.

Правда, других брокеров, предлагающих клиентам участие в размещении крупнейшей в мире социальной сети, «Ведомостям» найти не удалось. Представители «ВТБ 24», Сбербанка, «Тройки диалог», «Атона», «Открытия» сообщили, что не предлагают клиентам такой услуги. У «Ай ти инвеста» были такие идеи, но потом от них отказались, рассказал предправления компании Владимир Твардовский. «Мы не видим заинтересованности со стороны розничных клиентов, а поскольку мы не являемся членом синдиката, нам сложно способствовать их участию в IPO Facebook», – объясняет представитель «Ренессанс капитала». Интерес как институциональных, так и розничных российских инвесторов к IPO Facebook минимальный, уверяет управляющий директор «Открытия» Юрий Минцев. Отсутствие спроса отмечает и представитель «ВТБ 24». "Мы организованно не предлагаем, но если кто-то захочет, то постараемся помочь", – отмечает заместитель гендиректора по работе с розничными клиентами «Атона» Виктория Денисова.