Группа ВТБ запустит "финансовый McDonald’s"

Новый банк, который займется маржинальным экспресс-кредитованием, в том числе в торговых сетях, начнет работу до конца 2012 г
С.Портер/ Ведомости

Розничная структура группы ВТБ - "ВТБ 24" - запустит вариант "легкого" банка, ориентированного на массовый клиентский сегмент, сообщило "РИА Новости" со ссылкой на первого зампреда "ВТБ 24" Дмитрия Руденко. "Этакий, если хотите, финансовый McDonald’s или Starbucks", - заявил Руденко.

Как сообщали "Ведомости" в феврале со ссылкой на участников рынка, ВТБ готовился создать "внучку": его розничная "дочка" "ВТБ 24" планировала создать 100%-ный дочерний банк "ВТБ экспресс". Это банк будет заниматься маржинальным экспресс-кредитованием, в том числе в торговых сетях (pos-кредитованием). У "ВТБ экспресса" будет сеть легкого формата типа "отделение у дома" — если проводить параллель с аналогичным форматом в торговле ["магазин у дома"], пояснял один из игроков рынка.

Руденко, который должен возглавить новый банк, до прихода в группу ВТБ 9 лет проработал в банке "Русский стандарт". Он фактически запустил этот бизнес и сделал из банка лидера рынка экспресс-кредитования.

Впервые идею выйти на рынок pos-кредитования президент ВТБ Андрей Костин озвучил в 2010 г. В принятой тогда трехлетней стратегии развития группы значилось, что доля розницы в активах группы должна увеличиться за три года с 18 до 25%. Доходность экспресс-кредитования достигает 30-35% годовых — это в среднем на 10% выше, чем в классическом розничном кредитовании, оценивал в начале года управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов.

По словам Руденко, новая структура будет создана на базе Бежица-банка. Это небольшое финансовое учреждение группа ВТБ приобрела в начале мая 2012 г., ей принадлежит почти 100%. "Легкий" банк будет запущен до конца 2012 г. За это время планируется открыть несколько отделений, как в Москве, так и в регионах. На полную мощность проект должен выйти в следующем году.

Глава "ВТБ 24" Михаил Задорнов сообщил, что на начальном этапе инвестиции в новый банк составят около 2-2,5 млрд руб. Он считает, что "финансовый McDonald’s" выйдет на самоокупаемость через 3-3,5 года. "Легкий" банк будет предоставлять кредиты по пластиковым картам, pos-кредиты, займы наличными. В будущем, возможно, финансовое учреждение займется банковскими переводами.

Традиционно в России лидирующие позиции в pos-кредитовании занимали частные финансовые организации, такие как "Русский стандарт" и Home Credit. Но в середине июня 2011 г. стало известно, что на рынок собрался выйти и Сбербанк - для этого он создал совместное предприятие с "дочкой" французского BNP Paribas - компанией Cetelem.