Введение электронной формы полиса ОСАГО упростит оформление страховок и повысит контроль за страховщиками


В последнее время активно поднимается вопрос внедрения в России электронной системы страхования. Помимо прочего обсуждается введение электронной формы полиса ОСАГО; в связи с этим некоторые эксперты рынка опасаются, что не будет возможности обеспечить необходимый уровень контроля над электронными продажами.

Как известно, полисы ОСАГО – это бланки строгой отчетности, и, чтобы контролировать страховые компании и ограничивать возможность покупателя попасть к мошенникам, компаниям присваиваются группы риска и четко регулируется количество выдаваемых им полисов ОСАГО. Однако бумажная форма полиса зачастую замедляет процесс контроля, что плохо и для игроков рынка, и для клиентов. Так, например, сейчас нет возможности максимально оперативно приостановить продажи полисов. Введение же системы электронных продаж позволит использовать более современные методы мониторинга. Основной принцип, заложенный в их основу, – привязка системы контроля не к физическому носителю, а к информации, содержащейся в электронном виде. Это дает возможность и наблюдать за показателями деятельности страховой компании в реальном режиме, и при необходимости мгновенно ограничить или остановить продажи полисов. В первую очередь это защищает интересы страхователей, ведь процесс продажи услуги и мониторинга становится прозрачным и управляемым.

Опыт европейских государств, имеющих единые базы данных, за годы работы доказал эффективность такой системы. Так, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Великобритании предусматривает оформление полиса одновременно и в электронном, и в бумажном виде. У британских коллег есть единая информационная система, содержащая сведения обо всех договорах обязательного страхования. Оплатить полис при этом можно онлайн, он направляется клиенту по электронной почте. Бумажный вариант полиса служит лишь подтверждением принятия на себя обязательств страховой компанией перед клиентом. Наличие бумажной версии в качестве документа для управления автомобилем не требуется.

Латвийская же система обязательного страхования полностью бездокументарна. В ее основе – информационный интернет-портал обязательного страхования. Доступ к порталу не ограничивается, однако предусматриваются соответствующие меры защиты и различные роли доступа для разных участников страхового рынка. Через этот же портал клиент может купить полис онлайн, выбрав подходящую компанию.

Конечно, необходимо учитывать территориальные и ментальные особенности России; развитие электронных продаж не должно стать препятствием для совершенствования системы в традиционном канале продаж с бумажными бланками. Возможно, сейчас наиболее оптимальным будет одновременное использование систем бумажного и электронного документооборота и их взаимное дополнение. При этом пусть допускается направление сканированной копии полиса по электронной почте или электронного полиса с внесением сведений о нем в единую информационную систему ОСАГО в режиме онлайн; а оригинал полиса в любое время можно получить в страховой компании, если это необходимо.

Внедрение такой системы станет значительным шагом в развитии страхования вообще, обеспечит максимальную защиту страхователей и надлежащий мониторинг за деятельностью страховых компаний.

Автор - гендиректор \"Интач страхования\".