Финансы
Бесплатный
Максим Товкайло
Статья опубликована в № 3257 от 21.12.2012 под заголовком: Бизнес не по карте

Инвестклимат в России лучше не стал

Правительство подвело первые итоги реализации «дорожных карт» по улучшению инвестклимата. Пока у бизнеса негативное впечатление, а хуже всего дела обстоят с картой по строительству

На заседании правительства министр экономического развития Андрей Белоусов отчитался о реализации трех уже утвержденных «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата – в строительстве, на таможне и в энергетике. Эти «карты», разрабатываемые Агентством стратегических инициатив (АСИ), должны поднять Россию в рейтинге Doing Business со 112-го на 20-е место к 2018 г.

Самая проблемная «дорожная карта» – по строительству, констатировал Белоусов. Прошли сроки исполнения 16 пунктов из 25, но ведомства (основные – Минрегион и Госстрой. – «Ведомости») внесли в правительство необходимые документы только по 11 пунктам, заметил министр, а реально исполнено только два.

Административные барьеры при получении разрешения на строительство – одна из главных причин отставания в рейтинге Doing Business (178-е место из 185). При расчетах эксперты Всемирного банка оценивают ситуации в столицах, а в Москве нужно пройти 42 процедуры длительностью 344 дня. Однако ситуация по регионам разная: например, в Сургуте – 17 процедур и 150 дней, отметил Белоусов, это уже 111-е место. «То есть проще столицу перенести, чем изменить показатели?» – поинтересовался председатель правительства Дмитрий Медведев. «Лучше всего в Ульяновск <...> перейдем cразу на 70-е место», – признал Белоусов.

Некоторые пункты сформулированы некорректно, потому что нет целого ряда понятий, которые рекомендовано исполнить, защищался министр регионального развития Игорь Слюняев. «Дорожную карту» придется корректировать, признает директор АСИ по направлению «Новый бизнес» Артем Аветисян. Однако проблема не только в «карте», но и в исполнении Градостроительного кодекса, добавляет он: «Многие из его норм не работают – например, до сих пор не утверждены властями на местах документы по территориальному планированию».

Одна из основных проблем при реализации «карт», даже если срыва сроков нет, – это негативная оценка разрабатываемых проектов бизнесом, признал Белоусов. Ведомства считают, что, отчитавшись о разработке документа перед правительством, выполнили пункт, а они должны следить за исполнением написанного, отметил министр и предложил усилить контроль за работой госслужащих с помощью KPI (см.www.vedomosti.ru). Медведев поддержал. Сложности с исполнением «дорожных карт» были прогнозируемыми, отмечает Аветисян: «Важно, что уже на всех уровнях власти есть понимание в необходимости их реализации». Подводить первые итоги можно будет не раньше чем через год, считает он. «Верю! – отвечает управляющий директор Management Development Group Дмитрий Потапенко на вопрос о реальности улучшения инвестклимата. – Как верю в лохнесское чудовище, йети и Деда Мороза. Потому что надо во что-то верить».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать