Финансы
Бесплатный
Маргарита Лютова
Статья опубликована в № 3321 от 05.04.2013 под заголовком: Самый дорогой мост

Власти ищут инвестора для самого дорогого моста страны

Правительство готово искать инвестора для нового мегапроекта – моста через Лену. На него будет потрачено 54,7 млрд руб.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал на этой неделе распоряжение о проведении концессионного конкурса на строительство и эксплуатацию моста через Лену в Якутске. Вчера текст распоряжения был опубликован на сайте правительства.

Росавтодор «в самое ближайшее время» начнет разрабатывать конкурсную документацию, обещает его представитель. Ранее руководитель Росавтодора Роман Старовойт в интервью «Ведомостям» говорил, что конкурс может быть проведен до конца этого года.

Контракт будет заключен на 14 лет. Проектирование и строительство должно занять не более шести лет с момента заключения соглашения, оставшиеся восемь лет частник будет эксплуатировать объект.

Сметная стоимость строительства – 54,7 млрд руб. в ценах I квартала 2013 г., объяснял Старовойт, при этом четверть инвестиций – внебюджетные. Стартовая сумма вложений государства – 40,2 млрд руб. Если же считать в ценах соответствующих лет с учетом будущей инфляции, то общий объем ассигнований бюджета на строительство составит 54 млрд руб., уточняет представитель Росавтодора. Расходы государства – один из критериев конкурса, претенденты на контракт могут предложить государству потратить меньше, снизив общую смету объекта.

Проезд по мосту будет бесплатным, а чтобы частный партнер смог вернуть свои инвестиции, государство будет ежегодно выплачивать ему эксплуатационный платеж в 2020–2027 гг. За восемь лет выплаты составят 16 млрд руб. (или 29 млрд руб. в ценах соответствующих лет и с учетом процентных выплат по заемным средствам). По итогам конкурса размер выплат также предполагается снизить.

Сейчас на рынке дефицит инвестиционных проектов, а это будет самый крупный мостовой проект в России, замечает директор по развитию «Трансстроя» Павел Турбанов (см. таблицу). Первоначальный проект моста был подготовлен еще в 80-е, напомнил Медведев, строительство активно обсуждалось и в последние годы. Предполагалось, что он будет совмещенным – автодорога и железнодорожные пути. Проект был включен в федеральную целевую программу развития транспорта на 2010–2015 гг. Проект совмещенного моста, подготовленный УСК «Мост» в 2008 г., даже получил положительное заключение Главгосэкспертизы, но финансирование долгое время не выделялось.

«Трансстрой» давно интересуется этим проектом, рассказывает Турбанов. «Мостовик» и УСК «Мост» намерены подать заявки на конкурс, сообщили их представители. В «Мостотресте» «внимательно следят за проектом», говорит его представитель. Преимущество будет у компаний с серьезными мощностями в регионе, замечает он, в строительстве будут задействованы несколько организаций: «Мостотрест» заинтересован, чтобы к участию в проекте была привлечена его «дочка» – сургутский «Мостострой-11».

Росавтодор рассчитывает на интерес и со стороны зарубежных игроков, отмечает его представитель: «Условия конкурсной документации не создадут препятствий для заявок иностранных компаний». Проектом интересовались французские и немецкие игроки, рассказывают сотрудники российских строительных компаний.

Проектирование будет интересной задачей, замечает Турбанов: строительство и эксплуатация в условиях вечной мерзлоты создают дополнительные трудности. Например, если мост будет вантовым, то с вант придется как-то счищать наледь, рассуждает он.

Условия конкурса предполагают, что выиграть должен наименее затратный проект, замечает представитель «Мостовика», значит, есть риск снижения качества. Судя по основным условиям соглашения, качество будет определяться действующими нормами по проектированию, которые могут быть недостаточны для такого сложного объекта. В условия конкурса нужно включить требования к качественным характеристикам моста, настаивает «Мостовик»: например, пролеты в 300 м обойдутся дешевле, чем пролеты в 600 м, но такая конструкция приведет к образованию ледяных заторов. Увеличение полос до четырех приведет к росту сметы не более чем на 10%, а двух полос (как запланировано) вскоре будет недостаточно и придется строить дублер, предупреждает представитель «Мостовика».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more