Статья опубликована в № 3324 от 10.04.2013 под заголовком: Суд защитил лояльность от налога

Суд освободил подарки банков от налогов

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) принял сторону Ситибанка в споре с налоговой инспекцией, недовольной бесплатными подарками клиентам. Таким решением ВАС защитил любые банковские программы лояльности, уверяют эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
М. Сергеев для Ведомостей

Межрегиональная инспекция ФНС № 9 обвинила Ситибанк в невыполнении в 2008–2009 гг. обязанностей налогового агента держателей дебетовых карт Citigold и кредитных Ultima. Клиенты со среднемесячным балансом более 1,3 млн руб. бесплатно посещали бизнес-салоны в «Пулково-1» (стоимость входа – 610 руб.) и «Пулково-2» (1040 руб.). Налоговики решили, что тем самым 356 клиентов Ситибанка получили доход в натуральной форме и должны заплатить с него 13%-ный налог. Банк не удержал налог и не уведомил о появлении дохода, поэтому инспекция оштрафовала его на 17 800 руб.

Суды первой инстанции и апелляции поддержали Ситибанк, решив, что отношения между ним и клиентами не носили безвозмездного характера: услуги оказывались в обмен на поддержание высокого баланса. А кассация (Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа) приняла сторону налоговиков: услуги получены безвозмездно – вместо процентов, которые клиент мог получить с находящихся на карте средств.

Тройка судей Высшего арбитражного суда (ВАС), куда пожаловался Ситибанк, в определении о передаче дела в президиум указала, что налог возникает здесь на общих основаниях – если совокупный доход от услуг превысил установленные Налоговым кодексом пределы (ставка рефинансирования плюс 5 процентных пунктов в рублях или 9% в валюте). А если доход ниже, налог не возникает. И президиум признал наложение штрафа незаконным, следует из резолютивной части решения, опубликованной на сайте arbitr.ru.

Таким решением ВАС защитил любые банковские программы лояльности, теперь о претензиях к клиентам банка речи не идет, констатирует партнер «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов. Если бы налоговики выиграли спор, они могли бы взыскать с банка пени на сумму недоимки, а также сам налог c держателей карт, объясняет он. Сумма недоимки в решении не указывалась.

Два банкира из банков, входящих в топ-10 на розничном рынке, говорили «Ведомостям», что относят затраты по таким программам на инвестиции в продвижение услуг, что допускает Налоговый кодекс. Один из них знает, что как минимум два крупных банка запрашивали мнение Минфина о корректности такого порядка еще четыре года назад и получили положительные для себя разъяснения. Но эти разъяснения защищают только тех, кто их запросил. Чиновник Минфина подтверждает, что в то время эта проблема активно обсуждалась, а в 2012 г. Минфин толковал такие программы как скидку, не включаемую в доход. По его словам, ответы на запросы банков, что это форма накопительных скидок, также давались. Вопросы были не только об услугах, но и о возврате части потраченных средств: так, Сбербанк в программе «Спасибо» начисляет не деньги, а свои бонусные единицы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more