Дорожный фонд не успевают тратить

Чиновники обсуждают, как увеличить финансирование дорожного хозяйства, а средства дорожных фондов тратить не успевают

Вчера министр финансов Антон Силуанов докладывал премьер-министру Дмитрию Медведеву, как исполнен бюджет 2012 г. Неплохо, считает Силуанов: израсходовано 98,2% от плана, не потрачено 140 млрд руб.

Главная проблема – переходящие остатки, заметил министр: непотраченные средства, которые можно перенести в бюджет следующего года. Такие остатки образуются в инвестиционном и дорожном фондах, и год от года их все больше: 4,6 млрд руб. в 2010 г., 47,3 млрд в 2011 г. и 68,6 млрд в 2012 г. «Казалось бы, это те инвестиционные ресурсы, которые нам нужно как можно быстрее вкладывать в экономику и получать от этого эффект», – сетовал Силуанов.

На проблемы дорожного фонда обратил внимание и замминистра экономического развития Олег Савельев: остатки средств там вызывают у него особое беспокойство. В 2012 г. они превысили 40 млрд руб. (см. график), или более 10% федерального дорожного фонда в 2012 г. «Никаких предложений и данных о возможности их использования – а сегодня уже практически середина года – в Минэкономразвития не поступило», – заметил Савельев: если Минтранс не примет беспрецедентных мер, в этом году остатки будут еще больше.

А Росавтодор все равно жалуется на нехватку средств – из-за стимулирования высокотехнологической нефтепереработки сокращается поступление акцизов и уже обсуждается возможность увеличения ассигнований на дорожное хозяйство из федерального бюджета.

Представитель Минтранса не смог ничего ответить на критику, прозвучавшую на заседании правительства.

14,1 млрд руб. не удалось использовать, так как эти средства были получены лишь в конце года, объясняет представитель Росавтодора. 3,5 млрд руб. из остатков будут использованы на финансирование тех же целей, что и в 2012 г., для этого согласование Минэкономразвития не нужно, продолжает он: предложения по использованию невостребованных 20 млрд руб. Росавтодор представлял еще в прошлом году, осталось направить предложения еще на 3,2 млрд, это будет сделано в ближайшее время.

Часть остатков – экономия на торгах, указывает Росавтодор в докладе о результатах деятельности в 2012 г. (есть у «Ведомостей»): около 5 млрд руб., или чуть более 4% от общей суммы госзакупок.

Но в основном причины недоиспользования бюджетных средств не зависят от Росавтодора: слишком долго тянется изъятие земли и оформление документов в местных администрациях; подрядчики срывают сроки; расторжение контрактов с недобросовестными контрагентами затягивает работы; есть заказы, на которые не находится претендентов.

Неиспользование средств – существенная проблема и для компаний, говорит директор по развитию «Трансстроя» Павел Турбанов: из-за длительных процедур отвода земли подрядчик, уже выйдя на стройку, не может приступить к работам, есть случаи, когда приходится дорабатывать проект и заново согласовывать правки в госэкспертизе. Проблема стала системной, констатирует Турбанов. Медведев на заседании правительства пообещал вызвать ведомства, где положение наиболее тяжелое, на отдельные совещания.