Финансы: Мужчины любят посложнее

Мужчины и женщины по-разному выбирают финансовые инструменты для личных накоплений. Сложные и дорогие инвестиционные продукты мужчины покупают в 2–3 раза чаще
На четырех состоятельных инвесторов-мужчин приходится лишь одна женщина/ Tim Wimborne/ Reuters

Популярность различных финансовых продуктов и услуг среди мужчин и женщин может существенно отличаться. За финансы в семье чаще отвечают мужчины, поэтому они чаще, чем женщины, выбирают инвестиционные инструменты. Но чем сложнее продукт и дороже «входной билет», тем выше доля мужчин среди покупателей. К такому выводу пришли специалисты Deutsche Bank, проанализировав данные многих исследований, проведенных в Европейском союзе.

Те же тенденции наблюдаются и в России. У Альфа-банка, к примеру, 48% вкладчиков – женщины, а в Росгосстрахбанке – чуть более 50%.

Среди людей, инвестирующих в фондовый рынок через «БКС брокер», женщин около 25%. «Значительных отличий в их поведении на рынке нет, но женщины чуть менее склонны к рискованным спекуляциям и чаще выбирают инструменты с прогнозируемым уровнем доходности», – подчеркивает заместитель директора по брокерскому бизнесу «БКС брокера» Максим Шеин.

Равнение на депозиты

На графике видно, что в Европе самые простые банковские депозиты и кредиты обоим полам нравятся практически одинаково: соотношение количества мужчин и женщин, использующих их, – 0,99.

Аналогичная ситуация и со страховками – на автомобиль, жилье, здоровье; эти продукты считаются повседневными, а порой являются обязательными. Кроме того, их легко приобрести в многочисленных точках продаж, зачастую они прилагаются к товару, например к автомобилю. Они достаточно просты для понимания и расчета.

Одинаково охотно мужчины и женщины берут нецелевые кредиты наличными, кредитные карты. Но женщины чаще отдают предпочтение экспресс-кредитам на небольшие суммы с оформлением за 15–30 минут, мужчины же склонны к получению крупного кредита и готовы подождать от 1 до 5 дней, пока банк примет решение, делится наблюдениями начальник управления по развитию кредитов наличными Альфа-банка Дмитрий Семков. Желая какую-то вещь, женщина по своей природе охотнее откроет кредит или карту, нежели будет копить на покупку. «Мужчины берут у нас кредиты чуть реже (48 против 52%), но на более значительные суммы», – соглашается директор департамента продаж и продуктов Росгосстрахбанка Вилен Ли.

54% покупателей накопительных полисов долгосрочного страхования жизни в «Сбербанк страховании» – женщины. В «Росгосстрах жизнь» их 68,5%. «Эти программы ориентированы не на получение долгосрочного дохода, а на защиту финансового состояния семьи, поэтому отклик хранительниц семейного очага выше», – объясняет заместитель гендиректора «Сбербанк страхования» Владимир Новиков.

Инвестиции не для всех

Наибольшее различие Deutsche Bank обнаружил в сфере инвестиций: в Европе лишь 9% опрошенных женщин владеют акциями или облигациями и 5% – паями инвестиционных фондов, а среди мужчин таких 14 и 9% соответственно.

Россиянки в инвестициях тоже существенно консервативнее соотечественников. Среди клиентов, которые хотя бы однажды покупали паи ПИФов УК «Уралсиб», доля женщин не превышает 40%. В УК «Альфа-капитал» на каждую сотню состоятельных клиентов-мужчин приходится лишь 23 женщины.

Корни неравенства

Чтобы приобрести инвестиционный продукт, нужен определенный уровень дохода и сбережений и в этом у мужчин есть определенное преимущество, объясняют такое поведение аналитики Deutsche Bank. В 2011 г. в ЕС работало 70,1% мужчин и 58,5% женщин, к тому же доля женщин, работающих неполный день, выше и они чаще работают на менее оплачиваемых должностях – в здравоохранении и образовании, социальных службах и розничной торговле, а среди предпринимателей и топ-менеджеров их гораздо меньше, чем мужчин. В России безработица среди мужчин и женщин примерно одинакова (5–6% трудоспособного населения), но средняя зарплата у сильного пола в 1,5 раза выше.

Не стоит забывать и о психологических особенностях. Мужчины любят все новое, поэтому пробуют разные инвестиционные решения, считает Ли. «Сложные и нераскрученные продукты обычно воспринимаются как неосновная составляющая портфеля, некое добавление к традиционным инструментам. Возможно, именно с этим связано то, что женщины больше тяготеют к классическим финансовым продуктам, а экспериментируют чаще мужчины. Для женщин деньги скорее являются средством решения жизненных задач, а для мужчин могут служить еще и средством самореализации. Соответственно, скорее мужчинам будет интересно вникать в детали сложного продукта и разбираться в том, как он работает», – рассуждает руководитель управления маркетинга и развития бизнеса УК «Уралсиб» Карен Кесоян.

Так или иначе аналитики Deutsche Bank опасаются за финансовое благополучие многих женщин, когда те состарятся, ведь, по статистике, они живут дольше, и поэтому рекомендуют им как можно раньше начинать копить и инвестировать в будущее. Впрочем, у них могут быть иные долгосрочные планы, скажем унаследовать инвестированное своими мужчинами.