Правительство боится, что малый бизнес уйдет в тень

Правительство боится ухода малого бизнеса в тень: Минэкономразвития просит продлить льготы для него по страховым взносам, Минфин предлагает решить проблему без денег

Большая отчетность по персональному счету – самая большая нагрузка для бизнеса, говорит вице-президент Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина. Бывший министр труда Александр Починок был скептичен: «Мы уже передавали функции [из ФНС в ПФР] несколько раз, туда-назад».

Минфин обсудил вчера проект основных направления налоговой политики на 2014–2016 гг. на «открытом правительстве». Министр финансов Антон Силуанов повторил, что собирается зафиксировать базовый тариф страхового взноса на уровне 30% в законе – как данность, сделав это уже постоянно действующей нормой. Минэкономразвития этого мало: нужно продлить льготы для малого бизнеса и интернет-компаний, призвал замминистра Сергей Беляков.

Льготы вводились с 2010 г. вместе с повышением ставки взносов с 26 до 34%, чтобы поддержать наиболее чувствительные к росту нагрузки отрасли. Производственный малый бизнес, выбравший упрощенную систему налогообложения, – самая крупная категория льготников. У него ставка 20%, с 2014 г. она должна быть повышена. В конце 2012 г. договорились не продлевать эти льготы, чтобы сократить дефицит Пенсионного фонда, объясняли «Ведомостям» чиновники правительства.

Если повысить, будет закрытие бизнеса и массовый уход в тень, пригрозил Беляков: есть не просто риск социальных последствий, а ожидаемый эффект, как в истории с повышением вдвое страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. С декабря 2012 г. по апрель этого года в России индивидуальных предпринимателей стало на 367 000 меньше.

«У нас точно такие же прогнозы по закрытию бизнеса, что и у Минэкономразвития, повторится та же история», – поддерживает чиновников президент «Опоры» Александр Бречалов. Минфин согласился на дифференциацию тарифа для индивидуальных предпринимателей по величине их годового дохода. Шансы, что облегчат жизнь и всему малому бизнесу, велики, считает Бречалов: «Мы будем просить о том же самом президента».

Минфин непреклонен. Все льготные тарифы надо исключить, настаивает Силуанов: «Каждый плательщик должен формировать свой вклад в пенсионную систему, и не на льготных основаниях, не так, чтобы за него кто-то платил». Минфин и так с трудом отстоял 30%-ную ставку, напомнил министр: «Они нам всегда говорили, что должны выстраивать политику по пенсионной реформе и по трансферту Пенсионному фонду, исходя из 34% с 2016 г.».

Минфин предлагает облегчить жизнь малому бизнесу, передав администрирование взносов от ПФР в Федеральную налоговую службу (ФНС). Силуанов предложил и еще более радикальную реформу – передать в ФНС также персонифицированный учет: если передадут, у бизнеса, наконец, будет только один контролер.

Предложения Минэкономразвития и другие замечания к налоговой политике обсудит экспертный совет, часть будет включена в финальный вариант документа о налоговой политике, которую внесут в правительство, обещает министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов.