Финансы
Бесплатный
Ольга Кувшинова
Статья опубликована в № 3351 от 24.05.2013 под заголовком: Пора сотрудничать

Стоит ли России присоединяться к ОЭСР

Высшая школа экономики (ВШЭ) проанализировала риски для России от присоединения к ОЭСР. Главный риск – негативный имидж самой России
Россия уверенно марширует в Организацию экономического сотрудничества и развития
Antoine Antoniol / Bloomberg

Присоединение к ОЭСР несет для России как выгоды, так и риски, провела оценку его последствий ВШЭ по заказу Минэкономразвития.

Вступив в ВТО в прошлом году, Россия устранила последнее системное препятствие на пути к ОЭСР, куда стремилась с 1990-х гг. (см. врез). Власти надеются, что к концу 2013 г. Россия преодолеет хотя бы половину переговорного пути, сообщал первый вице-премьер и глава правительственной комиссии по взаимодействию с ВТО и ОЭСР Игорь Шувалов в апреле.

Вступление притормозилось из-за необходимости серьезного изменения законодательства в нескольких сферах. Выполнение Россией обязательств перед ОЭСР вступает в противоречие с интересами страны, может повлечь прямые потери для экономики и рост нагрузки на бюджет, проанализировала ВШЭ.

Экономические риски

ОЭСР рекомендует снять квоты на участие нерезидентов в финансовых организациях, но тогда российские банки рискуют не выдержать конкуренции с иностранными и, кроме того, в страну может хлынуть спекулятивный капитал, пишет ВШЭ. А если Россия по рекомендации ОЭСР отменит повышенные нормативы обязательных резервов по кредитам и ссудам для нерезидентов, инфляция может ускориться, а устойчивость финансовой системы – снизиться.

Химические лаборатории потеряют бизнес: ОЭСР требует признания так называемой надлежащей лабораторной практики, но в России таких лабораторий просто нет.

Введение по совету ОЭСР прогрессивной шкалы подоходного налога при нынешнем замедлении экономики еще дестимулирует ее рост и повысит неустойчивость налогового законодательства (налоги обещали не повышать), чем ухудшит и без того неудовлетворительный инвестиционный климат.

России придется ужесточать поддержку экспортеров, которые и без того не готовы к международной конкуренции – лишь 5% экспорта приходится на продукцию с высокой степенью переработки. Придется помогать бедным странам – это не менее 12,6 млрд руб. в год, – а также потратить значительные средства на улучшение экологии.

Не совпадает с требованиями ОЭСР российское корпоративное право, управление пенсионной системой, подходы к нормотворчеству (в России оценка регулирующего воздействия закона – бюрократическая процедура, за рубежом – стадия, предшествующая разработке). Наконец, требуется усилить борьбу с коррупцией, что сопряжено с изменением ключевых положений уголовного законодательства и правовых институтов.

По всем этим вопросам возможен компромисс, уверены в ВШЭ. «Это не риски, а проблемные области, где требуется работа», – говорит соавтор доклада, директор информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Татьяна Мешкова.

Но вступить в ОЭСР – полдела: большая часть рисков связана с недостаточно эффективным участием России в работе ОЭСР, сказано в докладе. Неисполнение обязательств или проволочки с их реализацией грозят потерей репутации и политическими рисками. «Мы знаем, как репутация страдает, когда принимаются неправильные политические решения», – говорит Мешкова.

Политические риски

Сейчас из 22 комитетов ОЭСР с пятью переговоры завершены, рассказал вчера на семинаре по присоединению к ОЭСР директор департамента Минэкономразвития Владимир Ткаченко, в ближайшее время завершатся еще с несколькими. Но переговорщики сталкиваются с политическим давлением, рассказал он. Особенно сильным со стороны комитета по госуправлению, недовольного законом об «иностранных агентах», объяснял Ткаченко «Интерфаксу»: когда диалог уходит в область политики, это может остановить любой процесс.

Вступление в ОЭСР используется как способ надавить на страну, указать на недостатки ее управления, говорит Мешкова: «Каждый раз ОЭСР нам говорит о фактах коррупции, давлении на НКО и т. п., о чем узнает из прессы. Пока у нас будет этот негативный образ – будет политическое давление». ОЭСР – организация экономическая, продолжает Мешкова: «Как бы мы ни хотели улучшить ситуацию с коррупцией и правами человека, каждая организация должна действовать в рамках своей компетенции».

Институциональные вызовы, стоящие перед Россией, колоссальны, отмечал генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа: «Вести бизнес в России трудно и опасно из-за административного бремени, широко распространенной коррупции и слабого верховенства права».

Но вступление в ОЭСР означает, что ее законы и деловая практика соответствуют признанным стандартам, это должно помочь притоку инвестиций в Россию, рассчитывают российские власти.

Как только работа с комитетами ОЭСР завершится, наступит политическая фаза, ожидает замдиректора департамента МИДа Анатолий Семенцов: «Нарастает политизация процесса – демарши на всех уровнях привлекли внимание руководства страны, и было заявлено, что мы не приемлем такой подход».

Решение о вступлении России в ОЭСР уже принято, уверена Мешкова: «В ином никто не заинтересован. Иначе репутационные риски возникнут не только у России, но и у ОЭСР». По ее мнению, Россия может войти в ОЭСР в 2014–2015 гг., так же думают Семенцов и Ткаченко.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать