Правительство не может определиться с системой управления Дальним Востоком

Прошел год после создания Минвостокразвития, но правительство так и не определило, какой должна быть система управления регионом. Новые предложения будут отправлены президенту
Дальнему Востоку требуется управляющий/ Sergei Karpukhin/ REUTERS

На вчерашнем совещании со своими заместителями премьер Дмитрий Медведев в очередной раз по­интересовался, как идут дела с развитием Дальнего Востока (цитаты по сайту правительства). Еще в конце марта он констатировал, что пока ни один институт развития региона «нормально не работает». До 26 июня нужно доложить президенту Владимиру Путину, «как в целом изменить систему управления Дальним Востоком», сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Весной правительство утвердило госпрограмму развития Дальнего Востока на 2014–2025 гг., ее стоимость – 3,8 трлн руб. Это в 14 раз больше расчетных возможностей долгосрочного федерального бюджета, говорил тогда министр финансов Антон Силуанов (см. график). Сейчас идет бюджетный процесс, доложил Шувалов: «Мы будем предлагать по 100 млрд в год на эти цели в течение пяти лет». Это существенно меньше, чем предусмотрено госпрограммой. Например, в 2014 г. согласно этому документу на регион должно быть потрачено 308 млрд руб. Шувалов говорил только об инвестиционных проектах, объяснил расхождение его представитель.

«Эта программа очень большая, это даже вызывает вопросы – откуда такие деньги брать», – поинтересовался Медведев.

Бюджетного финансирования недостаточно, констатировал он, искать деньги нужно в инвестпрограммах крупнейших компаний, чтобы государственное финансирование «шло рука об руку» с частным. Чтобы привлечь инвесторов, правительство предлагает региональные налоговые льготы, напомнил Шувалов: Госдума приняла в первом чтении законопроект о специальном налоговом режиме. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, будет обнулена (общая – 2%), в регионы – снижена: максимум 10% в первые пять лет проекта, потом – не менее 10% еще в течение пяти лет.

По словам Шувалова, закон должен быть готов до конца июля. Утвержден и список приоритетных инвестпроектов в регионе – всего их 38, в основном это развитие инфраструктуры, в том числе региональные автодороги, аэродром на острове Итуруп Курильской гряды, среди энергетических – нефтепроводная система ВСТО, к социально значимым отнесен океанариум на острове Русский.

Пока основной инструмент для реализации инвестпроектов в регионе – специализированная «дочка» ВЭБа – Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Фонд был учрежден в форме ОАО с уставным капиталом в 500 млн руб. В конце 2012 г. он был докапитализирован до 15 млрд руб. Но требования к проектам слишком жесткие – высокая доходность, быстрая окупаемость и двойное залоговое обеспечение, жаловался губернатор Амурской области Олег Кожемяко, таких в регионе единицы. Раз не все проекты вписываются в форму АО, есть предложение преобразовать фонд в некоммерческую организацию (АНО), рассказал Шувалов. Это может быть и новая форма – публично-правовая компания, заметил Медведев: желательно, чтобы ведомства выработали единую позицию.

Ранее министр экономического развития Андрей Белоусов предлагал форму АНО, но она не устраивает ВЭБ, рассказывал человек, близкий к госкорпорации. Представитель фонда от комментариев отказался.

Госпрограмма развития Дальнего Востока неадекватна, у Минвостокразвития недостаточно полномочий и веса, а судя по его предложениям вроде моста на Сахалин – это и к лучшему, констатирует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: единственный эффективный путь для региона – открыть доступ иностранным инвесторам. При этом наиболее интересны сейчас сырьевые проекты, подчеркивает она: для других пока недостаточно развита инфраструктура. Нужно отлаживать процедуры, заключать концессии и соглашения о разделе продукции, рекомендует Зубаревич. Но для властей такое решение идеологически неприемлемо, вздыхает она.