Кризис отбил у американцев охоту рисковать

Кризис напугал американцев. Традиционная склонность к риску в прошлом, предпринимательский дух угнетен: бизнес предпочитает наличность и проторенные пути

Со Второй мировой войны и до конца 1980-х гг. США пережили восемь рецессий. И всякий раз стране хватало 20 месяцев, чтобы уровень безработицы возвращался на докризисный уровень, пишет WSJ. Потом этот срок начал удлиняться. После кризиса в начале 1990-х гг. потребовалось 32 месяца, после спада в 2001 г. – четыре года. От кризиса 2008 г. рынок труда не оправился до сих пор: сейчас уровень безработицы – 7,5% против докризисных 6,5%.

Решимость и амбиции американцев ускоряли движение капитала, талантов, ресурсов, компании не боялись ставить на новые идеи, сейчас же предпринимательство в США в упадке, рассуждает Джон Хэлтиуэнгер из Университета Мэриленда. По данным минтруда, американские компании предпочитают наличность расширению фонда зарплаты: ее доля в активах выросла в прошлом году с 3 до 5,7%. Инвесторы идут по проторенным путям, показало исследование PwC: на Кремниевую долину в 2012 г. приходилось 40% венчурного капитала против 30% в конце 90-х.

Появляется меньше новых компаний, которые создают рабочие места, сократилась и конкуренция за кадры, считает автор исследования New America Foundation Лина Хан. В 1982 г. половина компаний были моложе пяти лет, в 2011 г. – около 30%, доля работающих в них людей снизилась с 20 до 11%.

Желание рисковать было общей чертой американского бизнеса, считает Дейн Стэнглер из Ewing Marion Kauffman Foundation: сейчас есть лишь «очаги стартапов» – отдельные отрасли и регионы. Это, например, сектор высоких технологий (Google, Apple, Facebook), ТЭК, города Сан-Франциско и Бостон, штат Техас. В городах с высоким уровнем предпринимательской активности быстро растет и число рабочих мест, отмечает Эдвард Глезер из Гарварда.