Развивать регионы можно и не за счет бюджета

Президентские эксперты разработали комплекс мер для развития Калининградской области. Регион проблемный, но помочь ему можно и без колоссальных бюджетных инвестиций, убеждены они
AFP

Эксперты экономического совета при президенте придумали, как развивать Калининградскую область, – предложения профильной рабочей группы направлены помощнику президента Эльвире Набиуллиной (копия письма ректора Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Владимира Мау есть у «Ведомостей»).

В марте правительство утвердило госпрограмму развития региона до 2020 г. Объем госрасходов – 446 млрд руб., хотя денег в бюджете выделено в 23 раза меньше – всего 19 млрд, они предусмотрены федеральной целевой программой. Президент Владимир Путин уже критиковал правительство за то, что оно одобряет госпрограммы, на выполнение которых нет денег, приводя в пример программу развития Дальнего Востока до 2025 г. Но по ней дефицит все же меньше, чем по калининградской программе, – требуется в 14 раз больше, чем может дать бюджет.

Эксперты рассчитывают, что программа поможет изменить структуру ВРП Калининградской области (см. графики). Но чтобы развивать регионы, не всегда нужны деньги, следует из предложений экспертов: они касаются в основном улучшения регулирования, но увеличивают ВРП. Акцент нужно делать не на дополнительном финансировании и даже не на налоговых льготах, а на институциональных мерах, подчеркивает Мау. Пока экономическая политика в основном сводится к вопросу «Сколько дать денег?», но без регуляторных мер расходы эффекта не дадут, замечает он, в Калининграде благодаря специфике региона проще применить эти инструменты. Главная идея – сформировать в Калининградской области более открытый экономический режим, чем на остальной территории России, объясняет завлабораторией Института Гайдара Владимир Назаров.

Одна из основных мер – улучшение таможенных процедур. Сейчас грузы, которые транзитом идут через Калининградскую область, проходят таможенные процедуры дважды: каждый раз, когда они пересекают границу России, объясняет Назаров. Эксперты предлагают отказаться от контроля транзитных товаров, когда они ввозятся в Калининградскую область, а также в ускоренном порядке применять меры из «дорожной карты» по улучшению таможенных процедур. По оценкам авторов, если наладить работу таможни, ВРП области мог бы дополнительно расти на 60 млрд руб. в год (в 2012 г. ВРП, по оценкам областного министерства экономики, составил 247,6 млрд руб.).

Совершенствование процедур должно через 10 лет вывести регион в десятку лучших по условиям ведения бизнеса, ставят цель эксперты. Сейчас Калининград занимает 19-е место в рейтинге 30 российских регионов по качеству инвестиционного климата, который составляет Всемирный банк. Эксперты также предлагают продлить действие закона об особой экономической зоне в части, не противоречащей правилам ВТО (таможенные льготы прекращают действовать в 2016 г.). Тогда предприятия сохранят льготы по налогу на прибыль и импортным платежам. Объем инвестиций, необходимых для налоговых льгот, предлагается снизить втрое – до 50 млн руб.

Другое направление – построение сервисной экономики, говорит Назаров. Ставку нужно делать на экологию, образование и здравоохранение, уверен федеральный чиновник. К 2020 г. доля здравоохранения и образования в ВРП могла бы вырасти почти вдвое и достичь 14%. В регионе можно было бы создать инфраструктуру долечивания, которая пока слабо развита в России, говорит Назаров: сейчас люди ездят в Германию, Швейцарию или Израиль, но такие же клиники можно создать и в Калининградской области, причем по качеству они не уступали бы иностранным благодаря близости к европейским институтам. У немецких клиник уже есть интерес к таким проектам в регионе, знает он.

Базой для развития образования мог бы стать Балтийский федеральный университет имени Канта (БФУ). Эта мера все-таки потребует бюджетных инвестиций, но их оценок эксперты пока не приводят. Зато есть цель – к 2025 г. БФУ должен войти в десятку лучших университетов балтийской Европы. Пока опираться в развитии БФУ особенно не на что, признает Назаров, но с низкой базы развитие начинать даже проще.

Инвестиций потребует не только БФУ, но и развитие инфраструктуры. Деньги нужны и для выполнения уже принятых решений – например, на модернизацию электросетей, строительство Балтийской АЭС, на транспорт. Уже идет проектирование реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта «Храброво», в следующем году должно быть запущено строительство, рассказывает федеральный чиновник. Ассигнования из бюджета потребуются и на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 г. Когда с регионов собирали заявки на обновление транспортной инфраструктуры к чемпионату, запрос Калининграда был одним из рекордных – 200 млрд руб., рассказывал чиновник, курирующий инфраструктуру, но выделено будет в разы меньше.

Могут потребоваться деньги и на скоростное железнодорожное сообщение с Россией. Сейчас поезд из Москвы до Калининграда идет почти 22 часа из-за остановок и досмотров, но, чтобы он шел безостановочно, скорость по правилам Евросоюза должна составлять не менее 200 км/ч – нужно добиваться исключений или укреплять железнодорожное полотно хотя бы на отдельных участках, рассказывает он.

«Неплохой комплекс мер, но его нужно в деталях обсудить с жителями области, чтобы понять, нет ли лишних мер и не нужны ли какие-то дополнительные», – говорит заместитель полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Станислав Воскресенский. Такие меры в каком-то смысле вводят в регионе «ручное управление», признает Назаров, но оно оправдано уникальными особенностями Калининградской области, к тому же коррупционные риски там ниже, чем, например, на Дальнем Востоке, где доминируют масштабные инфраструктурные проекты вроде БАМа и моста на остров Русский.