Ирландия освободилась от опеки международных кредиторов

После трех лет проведения политики жесткой бюджетной экономии Ирландия вышла из программы финансовой помощи, но серьезные проблемы в ее экономике сохраняются
Aidan Crawley/ Bloomberg

Ирландия стала первой из оказавшихся в кризисе стран еврозоны, вышедшей из программы международной финансовой помощи. Политики ЕС намерены представить это как новую европейскую историю успеха и образец для подражания, но Ирландии пока удалось решить не все долговые проблемы.

Страна восстановила свою международную репутацию, заявил в воскресном телеобращении премьер-министр Ирландии Энда Кенни. После трех лет политики жесткой экономии, проводившейся в обмен на предоставление международной помощи в размере 67,5 млрд евро, страна будет сама привлекать финансирование на рынке облигаций и никогда не позволит себе скатиться в новый кризис, заявил Кенни. “Многие семьи также столкнулись с ужасающими последствиями безработицы и эмиграции. Однако сейчас очевидно, что ваши жертвы были не напрасны”, - сказал премьер, но предупредил, что власти, тем не менее, намерены продолжать проводить политику жесткой бюджетной экономии, чтобы контролировать бюджетный дефицит.

“Успешное завершение программы предоставления помощи Ирландии является сигналом того, что наши общие усилия по борьбе с кризисом дают свои плоды”, - заявил заместитель председателя Еврокомиссии Олли Рен. Международные кредиторы - Европейский центральный банк, МВФ и Еврокомиссия, - однако, считают, что такие выводы могут оказаться слишком поспешным.

Если судить по одному из важнейших критериев эффективного завершения программы - готовности рынков финансировать Ирландию, - она, безусловно, добилась успеха. Доходность 10-летних гособлигаций сейчас ниже 3,5%, тогда как всего два года назад достигала 14,6%.

Однако другие экономические показатели не дают столь ясной картины. Уровень госдолга Ирландии, который, как ожидается, достигнет 124% ВВП в этом году, сопоставим с уровнем госдолга Португалии и продолжает расти. Годовой дефицит бюджета, по прогнозам, составит 7,4% ВВП. Это рекордно высокий показатель среди стран еврозоны, за исключением также переживающих кризис Греции и Кипра. Экономика стагнирует, уровень безработицы измеряется двузначными числами.

“Ирландия - еще один пример того, что макроэкономическая политика в еврозоне доминирует над экономикой, основанной на здравом смысле, - говорит Муйтаба Рахман из Eurasia Group. - Политики понимают, что фундаментальные макроэкономические показатели остаются неустойчивыми, но эти опасения оказываются вторичными по сравнению с желанием продать хорошие политические новости”.

Конфликт между стремлением ЕС представить Ирландию как символ успеха антикризисной экономической политики и опасениями аналитиков относительно реальной ситуации наиболее ярко иллюстрируется решением Дублина не брать дополнительный кредит у еврозоны по завершении программы финансовой помощи.

Представители “тройки” кредиторов в один голос рекомендовали Ирландии взять этот кредит, доказывая, что он станет для нее необходимой “подушкой безопасности”, если новые проблемы возникнут во все еще преодолевающем трудности банковском секторе, которому в 2014 г. предстоит пройти стресс-тест, как и всем банковским секторам еврозоны. Они также считают, что в Дублине и Берлине политика восторжествовала над экономикой. Власти как Ирландии, так и Германии не хотели ставить бундестаг перед необходимостью принимать очередное решение о предоставлении внешней финансовой помощи. “Я думаю, у ирландцев, скорее всего, все получится, но им было бы проще, если бы у них была подушка безопасности, - говорит один из представителей “тройки”. - Однако для Ирландии и Германии это была чистая политика”.

Правительство Ирландии считает, что недавнее улучшение ситуации на рынке труда дает основания надеяться на возобновление быстрого экономического роста в 2014 г. Уровень безработицы сократился по сравнению с рекордными показателями 2012 г. (15,1%), но все еще остается высоким (12,5%). Основой экономического роста остается экспорт, так как меры жесткой экономии сильно повлияли на внутренний спрос.

Случай с Ирландией заставляет задуматься и о других, более проблематичных примерах предоставления программ денежной помощи странам ЕС. Греция, возможно, снова обратится за помощью к международным кредиторам летом, а Португалии, скорее всего, понадобится вторая программа финансирования в мае.

У Ирландии же проблемы могут возникнуть при проведении стресс-теста банков в 2014 г., когда ЕЦБ станет органом банковского надзора в еврозоне. Два из трех крупнейших банков страны, Bank of Ireland и Permanent TSB, обнародовали в декабре свои результаты, после чего попросили правительство о новой финансовой помощи. По оценке агентства Moody's, Ирландия, Греция и Кипр могут преподнести наиболее неприятные сюрпризы в ходе стресс-теста банков.

Число проблемных ипотечных кредитов с просрочкой более 90 дней продолжает расти и составляет почти 17,5% от всех займов на первичном рынке жилья, говорится в пятничном отчете Еврокомиссии - последнем в рамках программы финансовой помощи Ирландии. Примерно каждое шестое домохозяйство вынуждено обслуживать ипотечный долг, превышающий стоимость жилья, указывает Дэвид Даффи из Института экономических и социальных исследований. “Высокая доля необслуживаемых кредитов создает неопределенность в банковском секторе”, - говорится в докладе Еврокомиссии.

Во время кризиса налогоплательщикам пришлось потратить 64 млрд евро (40% ВВП) на выкуп разорившихся банков, что является мировым рекордом. Так что сейчас в бюджете совсем не осталось денег, чтобы помочь самим домохозяйствам. “Финансовая помощь была предоставлена государству. Не домохозяйствам. Поэтому можно утверждать, что уровень долгового бремени в Ирландии остается высоким”, - говорит Филип Лейн, профессор экономики из Тринити-колледжа в Дублине.

Использованы материалы Financial Times и The Wall Street Journal