Минфин может смягчить антиофшорный закон

Министерство может ввести переходный период - на первом этапе распространить его только на крупных акционеров
М.Стулов/ Ведомости

Вчера в Минфине состоялась встреча, посвященная антиофшорному законопроекту министерства «Об иностранных контролируемых лицах» (CFC). Факт совещания подтвердил представитель Минфина. Это первое обсуждение законопроекта у министра финансов, на совещании присутствовал крупный бизнес - акционеры крупнейших компаний, входящие в правление РСПП, а также чиновники из других ведомств (ФНС, Минэкономразвития, представители "открытого правительства").

Цель закона СFC - обложить налогом нераспределенную прибыль иностранных структур российских компаний и граждан. Минфин подготовил закон еще в марте, бизнес посчитал его жестким и уговаривал смягчить его. Первый раунд переговоров сыграл против бизнеса: к концу мая Минфин изменил законопроект, но новая версия получилась в чем-то даже жестче.

На вчерашнем совещании удалось добиться прогресса: Минфин на словах одобрил некоторые предложения бизнеса, утверждают участники совещания. Хотя формально никакого решения не принималось, министерство подготовит ответ в течение трех дней, оговариваются они.

На совещании обсуждался переходный период для некоторых положений законопроекта - Минфин согласился рассмотреть эту идею, рассказала "Ведомостям" замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэлла Панина. Такая идея была прописана в версии закона, разработанной Минэкономразвитием (есть в распоряжении «Ведомостей»). Возможно, переходный период коснется порога владения: какая доля российского резидента в иностранной компании будет достаточной для того, чтобы компания подпадала под правила CFC, уточняет Панина. Согласно закону достаточно владеть лишь 10% - это больше всего пугало бизнес; Минфин согласился подумать над смягчением - сначала ввести более высокий порог, а затем его снижать. Условно сначала доля владения может составить 50%, в течение определенного срока она снизится до 10%, уточняет Панина. Какой период может стать переходным, пока неизвестно - обсуждались три-четыре года, но это лишь варианты, рассказывают участники встречи.

Силуанов впервые признал, что 10% - это слишком мало, отмечает один из собеседников газеты. Какой может быть доля в первые годы, тоже пока не решено. Минэкономразвития предложило повысить планку до 50%, а РСПП - оставить низкий порог владения, но налог применять только в том случае, если российским акционерам в сумме принадлежит более 50% плюс 1 акция (такая же практика, как в США), рассказывает один из участников встречи. А также принимать в расчет долю, прописанную в акционерном соглашении (иногда формально можно владеть 5%, а контролировать и получать дивиденды со 100%).

Второй момент в законопроекте, вызвавший особо сильную критику бизнеса: он распространяется не только на компании-пустышки, получающие пассивные доходы из России, но и на компании с активными доходами. Минфин предлагал компромисс: разрешил разделять активные и пассивные доходы и уменьшать активные доходы на инвестрасходы. Но компаниям было бы сложно вести учет по двум разным корзинам доходов - это не уступка, только дополнительная головная боль, указывали юристы компаний.

Представители РСПП предложили альтернативу - разрешить не выделять пассивные доходы и не облагать их налогом по CFC, если доля таких доходов не превышает 10% от общей выручки компании. РСПП готов и на уступку: разрешить не разделять пассивные и активные доходы и налог платить со всей выручки, но за это распространить налог только на компании из стран черного списка Минфина.

Это третий жесткий момент в законопроекте: сначала Минфин планировал применять новый налог только к странам из расширенного черного списка (в него должны были войти не только офшоры, но и низконалоговые страны). Но затем решил поменять подход и черный список сменил на белый: от налога освобождают только компании в странах, включенных в список юрисдикций, обменивающихся налоговой информацией с Россией (список составляет ФНС), причем эффективная ставка налога на прибыль для конкретной компании не должна быть меньше 75% от российской (т. е. не ниже 15%). Бизнес на встрече настаивал на возвращении черного списка, Минфин согласился обсудить эту идею, утверждают участники встречи.

Наконец, впервые на встрече в Минфине чиновники обсуждали не только кнуты для деофшоризации, но и пряники: каким образом стимулировать возвращение капитала на родину. Например, предлагалось ввести амнистию такого капитала (освобождение от штрафов, пеней и уголовного преследования). Минфин в целом поддержал идею, рассказали трое участников встречи. Кроме того, РСПП предлагал освободить капитал не только от прошлых, но и от ряда будущих налогов - но пока это сырая идея, заключает собеседник «Ведомостей».