Несговорчивым украинским монополистам в Крыму грозит национализация
Власти Крыма смогут национализировать имущество расположенных в регионе украинских монополий. Наделяющий их таким правом закон напоминает революционные декреты, считают юристыОпределить собственников стратегически важных для Крыма предприятий «практически невозможно», жаловалась зампред совета министров Крыма Евгения Бавыкина (ее слова приводит «Российская газета»): на полуострове отсутствуют депозитарии. А без одобрения акционеров нельзя запустить перерегистрацию предприятий по российскому законодательству. Согласие акционеров потребуется и для выкупа имущества стратегических компаний, отмечала Бавыкина. Некоторые собственники саботируют деятельность таких предприятий, продолжает она. В пример Бавыкина приводит «ДТЭК Крымэнерго»: предприятие существует за счет крымского бюджета, вся выручка от продажи электроэнергии уходит на Украину, а украинская сторона не выполняет инвестиционную программу по текущему и капитальному ремонту сетей и не платит зарплату. «Мы получили устное предупреждение, что любая попытка зайти на это предприятие с нашим руководителем приведет к отключению Крыму электроэнергии», - жалуется она. Аналогичная ситуация с «Крымгазом», говорила Бавыкина.
Собственникам стратегических объектов в Крыму грозит национализация имущества. В среду Госсовет Крыма принял во втором, окончательном чтении закон, вводящий механизм принудительного выкупа объектов, имеющих стратегическое значение для региона.
«Вводим закон, чтобы у нас были развязаны руки», - объяснил «Ведомостям» спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов; собственники некоторых стратегических объектов не идут на контакт с местной властью и саботируют работу предприятий: замораживают бизнес и не платят зарплату. Применение закона будет точечным, обещает он: в первую очередь выкуп коснется предприятий, обеспечивающих водо- и энергоснабжение полуострова. Речь идет о естественных монополиях, «от деятельности которых зависит обеспечение жизнедеятельности крымчан» и которые были созданы, когда Крым был частью Украины, объяснял премьер республики Сергей Аксенов (цитата по ИТАР-ТАСС).
Запустить принудительный выкуп крымские власти могут при угрозе «жизни, здоровью населения, экономической безопасности государства, нормальному функционированию объектов жизнедеятельности, техногенной и экологической катастрофы», следует из законопроекта, размещенного на сайте Госсовета. Было предложено много поправок, рассказывает Константинов, - документ юридически сложный. В итоге прошла только одна, сообщили в пресс-службе Госсовета: закон вступит в силу сразу после опубликования, а не спустя 10 дней, как предполагалось изначально. Весь документ занимает две страницы.
О выкупе владельца оповестят в течение пяти дней с даты принятия решения. Объекты, подлежащие принудительному выкупу, определит совет министров Крыма. Он же установит компенсацию собственникам. Источники финансирования описаны не менее размыто: средства бюджета Крыма и «иные источники, не запрещенные законодательством». Сколько может потребоваться, точно не понятно, признает Константинов, но это «не очень большие деньги» - «десятки миллиардов рублей». В бюджете Крыма таких средств не предусмотрено, признает он, потребуется субвенция из федерального бюджета.
С Украиной меры не согласовывались, говорит депутат фракции «Батькивщина» Сергей Терехин: «Это безобразие». Если механизм будет применен, Украина будет настаивать на расширении санкций в отношении России, а по всем фактам национализации украинской госсобственности будут инициированы иски в международный арбитраж, предупреждает он.
Чтобы выйти из тупика, крымские власти и вводят принудительный выкуп, объясняет Бавыкина. Представитель «Крымгаза» не смог предоставить оперативный комментарий, до «ДТЭК Крымэнерго» вчера вечером дозвониться не удалось.
Крымский закон противоречит Конституции и Гражданскому кодексу, считает партнер «Пепеляев групп» Алексей Коневский: законы о национализации должны приниматься федеральными властями.
Закон не определяет порядок выкупа объектов, не устанавливает процедуру обжалования, перечисляет партнер «Яковлев и партнеры» Нина Евстратова, не ясно, как будет проходить сам выкуп, если собственник не объявится. Принудительный выкуп может вызвать множество исков, отмечает управляющий партнер НП «Центр правовой поддержки интеграции и развития Крыма» Юрий Аксенов, но быстрое разрешение спора маловероятно: судебная система Крыма еще не сформирована. Поэтому хоть закон и несовершенен, акционерам придется считаться с ним при принятии управленческих решений, полагает он. Закон напоминает первые декреты советского правительства и по своей стилистике, и по качеству правого регулирования, заключает Коневский.