Несговорчивым украинским монополистам в Крыму грозит национализация

Власти Крыма смогут национализировать имущество расположенных в регионе украинских моно­полий. Наделяющий их таким правом закон напоминает революционные декреты, считают юристы
Крымские законы напоминают юристам декреты Владимира Ленина/ Д. Абрамов/ Ведомости

Определить собственников стратегически важных для Крыма предприятий «практически невозможно», жаловалась зампред совета министров Крыма Евгения Бавыкина (ее слова приводит «Российская газета»): на полуострове отсутствуют депозитарии. А без одобрения акционеров нельзя запустить перерегистрацию предприятий по российскому законодательству. Согласие акционеров потребуется и для выкупа имущества стратегических компаний, отмечала Бавыкина. Некоторые собственники саботируют деятельность таких предприятий, продолжает она. В пример Бавыкина приводит «ДТЭК Крымэнерго»: предприятие существует за счет крымского бюджета, вся выручка от продажи электроэнергии уходит на Украину, а украинская сторона не выполняет инвестиционную программу по текущему и капитальному ремонту сетей и не платит зарплату. «Мы получили устное предупреждение, что любая попытка зайти на это предприятие с нашим руководителем приведет к отключению Крыму электроэнергии», - жалуется она. Аналогичная ситуация с «Крымгазом», говорила Бавыкина.

Собственникам стратегических объектов в Крыму грозит национализация имущества. В среду Госсовет Крыма принял во втором, окончательном чтении закон, вводящий механизм принудительного выкупа объектов, имеющих стратегическое значение для региона.

«Вводим закон, чтобы у нас были развязаны руки», - объяснил «Ведомостям» спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов; собственники некоторых стратегических объектов не идут на контакт с местной властью и саботируют работу предприятий: замораживают бизнес и не платят зарплату. Применение закона будет точечным, обещает он: в первую очередь выкуп коснется предприятий, обеспечивающих водо- и энергоснабжение полуострова. Речь идет о естественных монополиях, «от деятельности которых зависит обеспечение жизнедеятельности крымчан» и которые были созданы, когда Крым был частью Украины, объяснял премьер республики Сергей Аксенов (цитата по ИТАР-ТАСС).

Запустить принудительный выкуп крымские власти могут при угрозе «жизни, здоровью населения, экономической безопасности государства, нормальному функционированию объектов жизнедеятельности, техногенной и экологической катастрофы», следует из законопроекта, размещенного на сайте Госсовета. Было предложено много поправок, рассказывает Константинов, - документ юридически сложный. В итоге прошла только одна, сообщили в пресс-службе Госсовета: закон вступит в силу сразу после опубликования, а не спустя 10 дней, как предполагалось изначально. Весь документ занимает две страницы.

О выкупе владельца оповестят в течение пяти дней с даты принятия решения. Объекты, подлежащие принудительному выкупу, определит совет министров Крыма. Он же установит компенсацию собственникам. Источники финансирования описаны не менее размыто: средства бюджета Крыма и «иные источники, не запрещенные законодательством». Сколько может потребоваться, точно не понятно, признает Константинов, но это «не очень большие деньги» - «десятки миллиардов рублей». В бюджете Крыма таких средств не предусмотрено, признает он, потребуется субвенция из федерального бюджета.

С Украиной меры не согласовывались, говорит депутат фракции «Батькивщина» Сергей Терехин: «Это безобразие». Если механизм будет применен, Украина будет настаивать на расширении санкций в отношении России, а по всем фактам национализации украинской госсобственности будут инициированы иски в международный арбитраж, предупреждает он.

Чтобы выйти из тупика, крымские власти и вводят принудительный выкуп, объясняет Бавыкина. Представитель «Крымгаза» не смог предоставить оперативный комментарий, до «ДТЭК Крымэнерго» вчера вечером дозвониться не удалось.

Крымский закон противоречит Конституции и Гражданскому кодексу, считает партнер «Пепеляев групп» Алексей Коневский: законы о национализации должны приниматься федеральными властями.

Закон не определяет порядок выкупа объектов, не устанавливает процедуру обжалования, перечисляет партнер «Яковлев и партнеры» Нина Евстратова, не ясно, как будет проходить сам выкуп, если собственник не объявится. Принудительный выкуп может вызвать множество исков, отмечает управляющий партнер НП «Центр правовой поддержки интеграции и развития Крыма» Юрий Аксенов, но быстрое разрешение спора маловероятно: судебная система Крыма еще не сформирована. Поэтому хоть закон и несовершенен, акционерам придется считаться с ним при принятии управленческих решений, полагает он. Закон напоминает первые декреты советского правительства и по своей стилистике, и по качеству правого регулирования, заключает Коневский.