Строители дорог помогут малому бизнесу

«Автодор» заставит строителей принять участие в поддержке малого бизнеса: в инвестиционных соглашениях появятся обязательные закупочные квоты

На прошлой неделе госкомпания «Автодор» представила три новых инвестиционных проекта - участки ЦКАД (стоимость строительства - 36,6 млрд руб.), трассы М11 Москва - Санкт-Петербург (30,9 млрд) и М3 «Украина» (15,6 млрд). Они будут строиться и обслуживаться на основе долгосрочных инвестиционных соглашений: строительство частично должен финансировать частник (доля частных вложений - 12-16%). В этих соглашениях у частника появится новое обязательство, следует из презентаций «Автодора» для инвесторов, - квота закупок у малого и среднего бизнеса.

Согласно проекту конкурсной документации компания, которая получит контракт, должна будет закупать у малого и среднего бизнеса товары и услуги на сумму не меньше 12% стоимости строительства (в расчете на год) или ежегодного государственного платежа за эксплуатацию дороги. По каждому из проектов малый бизнес в ближайший год сможет рассчитывать на заказы в 1-1,4 млрд руб. (исходя из структуры финансирования проекта, приведенной в материалах «Автодора»).

Закупки должны осуществляться только у производственных предприятий, «Автодор» сможет менять квоту в одностороннем порядке. Частнику предписано ежеквартально отчитываться о закупках у малых и средних предприятий. Пока мера распространится только на долгосрочные инвестиционные соглашения, уточняет человек, близкий к Минтрансу: в новых концессионных соглашениях такие обязательства не предусмотрены.

«Автодор» выполняет распоряжение правительства о доступе малого бизнеса к закупкам госкомпаний, объясняет собеседник «Ведомостей». Соответствующая дорожная карта была утверждена в 2013 г., уже готов проект постановления правительства: с 2015 г. госкомпании должны будут закупать у малого и среднего бизнеса не менее 18% всех товаров и услуг. Согласно дорожной карте с 2025 г. квота должна увеличиться до 25%.

Строители согласны на эти условия, «Автодору» ведь надо выполнять поручение правительства, говорит сотрудник строительной компании. Подобрать заказы, которые мог бы выполнить малый бизнес, не так сложно, считает он: например, уборка территории. Но поддержка малого бизнеса все равно окажется лишь формальной и ограничится обязательными ежеквартальными докладами, считает другой участник рынка. Чтобы соблюсти технические стандарты, для закупок современных материалов и техники контрагенты «Автодора» все равно скорее выберут крупных поставщиков, ведь малый бизнес пока практически не вкладывает в инновации, объясняет он. К тому же непонятно, как «Автодор» будет контролировать исполнение этих обязательств и как наказывать за нарушения, недоумевает он.