Авиакомпании по всему миру могут в этом году получить от страховщиков свыше $2 млрд страховых возмещений

Локальные войны обернутся для авиакомпаний и страховщиков большими потерями. Последний раз такое наблюдалось после сентябрьских терактов 2001 г.

Авиакомпании по всему миру могут в этом году получить от страховщиков свыше $2 млрд страховых возмещений, пишет Financial Times, опросившая участников рынка. Это крупнейшие убытки для страховой и авиационной отраслей со времен теракта 11 сентября 2001 г.

С 2002 г. на международном рынке страхования авиационных рисков снижались тарифы и усиливалась конкуренция и до 2012 г. снижение тарифов совпадало со снижением общей аварийности в отрасли, рассказывает Кабачник: «В России было снижение тарифов (из-за перестрахования этих рисков), но снижения аварийности не наблюдалось». По его словам, перестраховочные компании уже сообщают о том, что тарифы могут вырасти до 50%. Цены на прямое страхование авиационных рисков на международном рынке и входящее перестрахование будут расти, согласен Вадим Семеньков из «Ингосстраха».

В России спокойнее. Антон Додонов

замдиректора по андеррайтингу специальных видов страхования «СОГАЗа». «Внутри страны сохранится высокий уровень конкуренции как фактор снижения тарифов. На российском рынке пока не было убытков, которые существенно повлияли бы на устойчивость кого-то из специализированных страховщиков».

Авиастраховщики опасаются роста числа выплат и исков по полисам, связанных с военными рисками (повреждение самолетов в результате боевых действий). Поводом для этого стало падение малазийского самолета под Донецком, где погибло 298 человек, и недавние бои в аэропорту Триполи в Ливии, когда было повреждено около двух десятков самолетов, а также нападение на аэропорт Карачи в Пакистане.

Для Malaysia Airlines страховые премии, вероятно, подорожают особенно сильно, отмечают брокеры. В марте пропал один из ее самолетов, совершавший рейс из Куала-Лумпура в Пекин. При этом в размещении рисков малазийского авиаперевозчика были задействованы крупнейшие участники рынка. «Донецкий» самолет был застрахован на $97,3 млн. Риски размещала лондонская Willis Group Holdings, один из синдикатов Lloyds - Atrium Syndicate 609 признал, что представил покрытие по военным рискам, а немецкая Allianz была перестраховщиком по договорам авиакаско и ответственности авиаперевозчика. Их представители не комментируют последствия аварии над Донецком.

За последние пять месяцев объем убытков по таким страховым случаям достиг почти $600 млн, пишет The New York Times. Резерв только по двум убыткам Malaysia Airlines составляет порядка $150 млн, и значительно больший - свыше $400 млн - может быть от повреждения самолетов в ливийском Триполи», - уточняет заместитель гендиректора по авиастрахованию «Альфастрахования» Илья Кабачник.

Авиакомпаниям приходится резко увеличивать премии по полисам страхования от всех рисков и при этом страховщики могут отменить покрытие по военным рискам, уведомив их за семь дней. Ежегодные сборы по военным рискам в авиастраховании не превышали $60 млн. Лондонские страховые брокеры уже предупредили своих клиентов-авиаперевозчиков, что некоторые андеррайтеры страховых компаний за последние дни более чем в 3 раза увеличили стоимость страхования военных рисков. Некоторые страховые компании хотят знать точный маршрут полетов и могут полностью отказать в страховом покрытии по авиарейсам, маршруты которых проходят над горячими точками на Ближнем Востоке и в некоторых регионах Африки, добавляют брокеры.