Статья опубликована в № 3731 от 05.12.2014 под заголовком: Тупик для инвестиций

Российской инфраструктуре не хватает ни денег, ни качественных проектов

Российской инфраструктуре не хватает ни денег, ни качественных проектов, снова предупреждают Минтранс участники рынка
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Денис Абрамов / Ведомости

Основной вопрос, который сегодня задают все, - деньги», - вновь подчеркнул министр транспорта Максим Соколов, выступая вчера на деловом завтраке форума «Транспорт России». Причем не только федеральные деньги - их все равно будет недостаточно, «чтоб раздать всем сестрам по серьгам», продолжил он. Нужно искать частное финансирование, а традиционные западные рынки финансового капитала закрыты. Инфраструктурные проекты всегда готовились по «европейским лекалам», напомнил Соколов, но западные деньги в них так и не пришли, а теперь надо искать финансирование на Востоке.

«Тезис о том, что мы не дождались западных денег, очень плох - это означает, что вы не дождетесь и восточных денег», - предупредил президент Сбербанка Герман Греф. В Азии нет желающих встать в очередь, чтобы вложить деньги в российские проекты, продолжил он: «Это мы стоим в очереди за деньгами». Нельзя забывать и о валютных рисках: как их страховать, кто готов их принимать, перечислял Греф. Инвесторы, вкладывающие в проекты автодорог, в том числе совместно с европейскими партнерами, уже начали ставить этот вопрос, рассказывали «Ведомостям» сотрудники компаний, принимавших участие в концессионных конкурсах.

Не стоит ждать активного финансирования инфраструктуры и от российских банков, указал Греф: у банков огромный разрыв ликвидности, 13% фондирования банковского сектора - это короткие деньги ЦБ. Сами банки привлекают средства по все более высоким ставкам, а значит, и их займы будут дорожать.

Чем дороже будут деньги, тем сильнее будет желание инвесторов в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) перекладывать стоимость финансирования, а заодно и как можно больше рисков на государство, говорит сотрудник компании, участвующей в концессионном проекте, растет риск пересмотра ранее согласованных условий на условия, которые были бы более выгодны частной стороне.

«Сейчас крайне неблагоприятный момент для ГЧП и для финансирования длинных проектов», - резюмировал Греф. Но такой же неблагоприятный момент и для бюджетного финансирования этих проектов, признал он: остается совершенствовать механизмы привлечения частных денег.

Но этим деньгам еще надо найти хорошее применение. На рынке чрезвычайно мало качественных проектов, констатировал партнер Vegas Lex Альберт Еганян: появляются «зомби-проекты», которые снова и снова подаются на рассмотрение. Например, вчера вице-президент РЖД Александр Мишарин напомнил о проекте Северного широтного хода, который обсуждается уже более семи лет.

Нужна ясная стратегия для ГЧП и различных отраслей транспорта, подчеркнул Греф. После долгих обсуждений в июне этого года правительство утвердило Транспортную стратегию до 2030 г., но она успела устареть уже к моменту принятия, признает федеральный чиновник: «Сейчас реальность - отдельно, стратегия - отдельно». Но стратегии недостаточно - нужно совершенствовать систему управления проектами, снова напомнил Греф: а никаких лекал, ни европейских, ни азиатских, не существует - есть международные стандарты.

Тяжелая экономическая ситуация - лучшее время именно для подготовки проектов, считает сотрудник крупной инфраструктурной компании: проектно-изыскательские работы не требуют масштабного финансирования, зато так создается задел на будущее.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more