Российской инфраструктуре не хватает ни денег, ни качественных проектов

Российской инфраструктуре не хватает ни денег, ни качественных проектов, снова предупреждают Минтранс участники рынка
Денис Абрамов/ Ведомости

Основной вопрос, который сегодня задают все, - деньги», - вновь подчеркнул министр транспорта Максим Соколов, выступая вчера на деловом завтраке форума «Транспорт России». Причем не только федеральные деньги - их все равно будет недостаточно, «чтоб раздать всем сестрам по серьгам», продолжил он. Нужно искать частное финансирование, а традиционные западные рынки финансового капитала закрыты. Инфраструктурные проекты всегда готовились по «европейским лекалам», напомнил Соколов, но западные деньги в них так и не пришли, а теперь надо искать финансирование на Востоке.

«Тезис о том, что мы не дождались западных денег, очень плох - это означает, что вы не дождетесь и восточных денег», - предупредил президент Сбербанка Герман Греф. В Азии нет желающих встать в очередь, чтобы вложить деньги в российские проекты, продолжил он: «Это мы стоим в очереди за деньгами». Нельзя забывать и о валютных рисках: как их страховать, кто готов их принимать, перечислял Греф. Инвесторы, вкладывающие в проекты автодорог, в том числе совместно с европейскими партнерами, уже начали ставить этот вопрос, рассказывали «Ведомостям» сотрудники компаний, принимавших участие в концессионных конкурсах.

Не стоит ждать активного финансирования инфраструктуры и от российских банков, указал Греф: у банков огромный разрыв ликвидности, 13% фондирования банковского сектора - это короткие деньги ЦБ. Сами банки привлекают средства по все более высоким ставкам, а значит, и их займы будут дорожать.

Чем дороже будут деньги, тем сильнее будет желание инвесторов в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) перекладывать стоимость финансирования, а заодно и как можно больше рисков на государство, говорит сотрудник компании, участвующей в концессионном проекте, растет риск пересмотра ранее согласованных условий на условия, которые были бы более выгодны частной стороне.

«Сейчас крайне неблагоприятный момент для ГЧП и для финансирования длинных проектов», - резюмировал Греф. Но такой же неблагоприятный момент и для бюджетного финансирования этих проектов, признал он: остается совершенствовать механизмы привлечения частных денег.

Но этим деньгам еще надо найти хорошее применение. На рынке чрезвычайно мало качественных проектов, констатировал партнер Vegas Lex Альберт Еганян: появляются «зомби-проекты», которые снова и снова подаются на рассмотрение. Например, вчера вице-президент РЖД Александр Мишарин напомнил о проекте Северного широтного хода, который обсуждается уже более семи лет.

Нужна ясная стратегия для ГЧП и различных отраслей транспорта, подчеркнул Греф. После долгих обсуждений в июне этого года правительство утвердило Транспортную стратегию до 2030 г., но она успела устареть уже к моменту принятия, признает федеральный чиновник: «Сейчас реальность - отдельно, стратегия - отдельно». Но стратегии недостаточно - нужно совершенствовать систему управления проектами, снова напомнил Греф: а никаких лекал, ни европейских, ни азиатских, не существует - есть международные стандарты.

Тяжелая экономическая ситуация - лучшее время именно для подготовки проектов, считает сотрудник крупной инфраструктурной компании: проектно-изыскательские работы не требуют масштабного финансирования, зато так создается задел на будущее.