Нарушителям правил дорожного движения придется доплатить за ОСАГО

Новый коэффициент, привязанный к количеству штрафов, может заработать уже в январе

Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил и направил в ЦБ предложения по введению повышающего коэффициента для нарушителей правил дорожного движения (ПДД) при расчете стоимости ОСАГО, рассказал в интервью ТАСС президент союза Игорь Юргенс (цитаты по ТАСС).

Проработать возможность его введения в августе 2015 г. поручало правительство. Предложение включено в утвержденный премьером Дмитрием Медведевым план мероприятий, направленных на снижение смертности от ДТП. В новой стратегии развития финансового рынка ЦБ введение этого коэффициента было запланировано на 2016 г. Однако сейчас страховщики рассчитывают, что он заработает с 1 января 2017 г., после принятия необходимых поправок в закон об ОСАГО в осеннюю сессию.

Размер нового коэффициента будет зависеть от количества выставленных водителю штрафов, данные о которых страховщики будут ежегодно получать из информационной системы МВД, сообщил Юргенс.

Правонарушения будут учитываться, если их общее количество за год превысит пять штук. Список нарушений, за которые будет применяться коэффициент, по его словам, еще окончательно не определен и будет уточняться. Будут учитываться грубые нарушения, такие как превышение скорости, указал он, добавив, что, например, парковка в неположенном месте не будет относиться к таким.

Если в полис вписаны несколько человек, его стоимость будет рассчитываться по максимальному коэффициенту нарушений.

«Мы полагаем, что если за допуск к управлению машиной злостного нарушителя ПДД автовладельцу придется платить за полис ОСАГО, например, в три раза больше, чем обычно, то количество таких водителей на дорогах уменьшится кратно», - говорит Юргенс.

По закону значение этих коэффициентов устанавливает ЦБ.

РСА, сделав расчеты на основе статистики по ОСАГО и данных ГИБДД, предложил ЦБ следующую шкалу. Если автовладелец имеет до четырех нарушений ПДД в год, то коэффициент должен быть равен единице, то есть стоимость полиса ОСАГО для него не меняется. «По нашим расчетам, основанным на данных ГИБДД, это большая часть автомобилистов – 94,6%, то есть порядка 37 млн человек», - говорит Юргенс. Поэтому введение повышающего коэффициента за опасное вождение может коснуться 5,5% автомобилистов, или около 2 млн человек.

За 5-9 нарушений (имеют около 4% автомобилистов) нужно установить коэффициент 1,86, считает РСА. За 10-14 нарушений (0,8% автомобилистов) – 2,06. Если нарушений у автомобилиста от 15 до 19 (0,3% автомобилистов), повышающий коэффициент может составить 2,26.

За 20-24 (0,11% автомобилистов), соответственно, 2,45, за 25-29 (0,05%) – 2,65, за 30-34 (0,03%) – 2,85. Если нарушений ПДД у автовладельца более 35, а таких примерно 0,05%, то предлагается установить коэффициент на уровне 3,04.

У некоторых водителей в этом случае может возникнуть желание вообще не покупать полис или купить фальшивый по дешевке, не ислючает Юргенс, добавляя, что РСА рассчитывает в этом вопросе на помощь ГИБДД. Если наличие полиса будут контролировать камеры наблюдения, а штрафы будут автоматически приходить каждый раз, когда камеры зафиксируют отсутствие полиса на машину, то водители неизбежно купят настоящий полис, сколько бы он ни стоил, уверен Юргенс.

Предварительное одобрение предложений со стороны ЦБ уже получено, говорит он, добавляя, что осталось получить окончательное согласие ЦБ с закрытым списком нарушений, которые учитываются при подсчете, и согласование информационных систем РСА и МВД.

«Надеемся, что это произойдет в осеннюю сессию Госдумы и коэффициент заработает с 1 января 2017 г.», - заключил Юргенс.

Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа (3432–4118 руб.) с поправкой на ряд коэффициентов, учитывающих регион, мощность двигателя автомобиля, стаж и возраст водителя. Также учитывается коэффициент «бонус-малус» – аккуратным водителям он дает право на скидку, виновники же ДТП, напротив, платят повышающий коэффициент – до 2,45 в зависимости от количества ДТП.