Статья опубликована в № 4338 от 08.06.2017 под заголовком: В автобус по кредитке

За проезд в автобусах Петербурга теперь можно платить банковскими картами

Газпромбанк, обеспечивающий эквайринг, получает 2% от каждой операции

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» запустил оплату бесконтактными банковскими картами и мобильными устройствами в автобусах Петербурга. Со среды эта функция доступна на маршрутах № 39 и 39Э, которые курсируют между метро «Московская» и аэропортом «Пулково» (19 автобусов). До конца августа новая технология оплаты будет запущена на всех 150 городских маршрутах «Пассажиравтотранса» (1900 автобусов), сообщила представитель «Пассажиравтотранса» Татьяна Клепикова. Эквайринг при оплате проезда банковскими картами обеспечивает Газпромбанк, он стал победителем соответствующего конкурса «Пассажиравтотранса» стоимостью 5,35 млн руб., результаты которого были объявлены в марте.

Выбрать банк для участия в проекте «Пассажиравтотранс» планировал еще в конце декабря: тогда должен был завершиться первый конкурс на эквайринг, который был приостановлен после жалобы банка «Санкт-Петербург» в ФАС: антимонопольное ведомство признало завышенными изначально предъявленные требования к участникам (не менее пяти успешных проектов по оплате банковскими картами проезда в общественном транспорте в 2014–2015 гг.). После приостановки «Пассажиравтотранс» был вынужден отменить все протоколы конкурса и объявить новый. На новый конкурс помимо Газпромбанка заявку подал только Сбербанк, который в 2015 г. организовывал тестовую систему оплаты проезда банковскими картами на тех же маршрутах «Пассажиравтотранса». В конкурсе он проиграл по цене: согласно конкурсной документации, Сбербанк предложил взимать в качестве вознаграждения банка за каждую операцию 2,1%, Газпромбанк – 2%. Договор на эквайринг между «Пассажиравтотрансом» и Газпромбанком заключен на три года, на тарифах «Пассажиравтотранса» введение бесконтактной оплаты никак не отразится, уточнила Клепикова.

«У нас есть опыт реализации подобных проектов по эквайрингу на транспорте в Тюмени, также два года назад мы запустили пилотный проект в Петербурге: обеспечиваем возможность безналичной оплаты бесконтактными картами на двух маршрутах «Горэлектротранса» (троллейбус № 5 и трамвай № 3), комментирует исполнительный вице-президент – управляющий филиалом Газпромбанка в Санкт-Петербурге Ольга Драгомирецкая. Модернизация платежных терминалов производится за счет средств банка, уточнила она. Размер инвестиций Газпромбанка и срок их окупаемости Драгомирецкая не раскрывает. «Эти инвестиции несопоставимы с долгосрочным эффектом, который получает банк. Понятно, что 2% с каждой операции за год и за два вложений не окупят, но мы получаем возможность опробовать технологию на достаточно большом количестве транспорта с огромным пассажиропотоком. Мы стремимся снижать наличный денежный оборот, обслуживать который очень дорого, и увеличить интерес к безналичным операциям, в том числе – бесконтактным картам», – добавила Драгомирецкая.

Поставщика оборудования для организации эквайринга представители Газпромбанка не раскрывают. Как пояснили в «Пассажиравтотрансе», в рамках проекта не предусмотрена поставка новых валидаторов: специальное оборудование, позволяющее считывать карты, вмонтировано в действующие, в каждом из автобусов будет модернизировано одно устройство.

Обновленный валидатор будет принимать к оплате не все банковские карты, а только карты с бесконтактной технологией (Mastercard, Visa, «Мир»). «В ходе пилотного проекта в 2015–2016 гг., когда были задействованы и обычный, и бесконтактный способы оплаты, более 60% транзакций было проведено с помощью бесконтактной технологии. Поэтому в рамках основного проекта мы решили остановиться на ней», – пояснила Клепикова. Также проезд на обновленных валидаторах можно будет оплатить с помощью мобильных телефонов с поддержкой SamsungPay, ApplePay, AndroidPay, будут приниматься и классические проездные билеты. Проезд в автобусе в Петербурге по карте «Подорожник» сейчас стоит 31 руб., разовый проезд – 40 руб.

Россия является мировым лидером по внедрению бесконтактных способов оплаты, этот сегмент быстро растет, как и конкуренция в нем, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Через год-два на этот рынок будет сложно зайти, так как его довольно агрессивно осваивает Сбербанк, для Газпромбанка это очень удачный контракт, отметил он. По его словам, емкость российского рынка эквайрингового обслуживания транспорта оценивается в 0,5 трлн руб.

Возможность купить лишь одноразовый билет может оказать сдерживающее влияние на популярность такого способа оплаты, у пассажира не будет возможности получить скидку за счет покупки большого количества поездок, считает аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать