Брокеров лишили возможности проверять паспорта клиентов через Минцифры

У некоторых игроков возникли проблемы с открытием новых счетов
Проведение удаленной идентификации с использованием сервиса УПРИД по набору данных последние несколько лет было основным способом для брокеров-НФО и управляющих компаний заключить договор онлайн / Максим Стулов / Ведомости

Финансовые организации лишили возможности проверять паспорта новых клиентов через Минцифры в едином сервисе упрощенной идентификации системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Письмо с указанием отключить от использования сервиса все организации, кроме «Почта банка», 7 апреля зампред правительства Татьяна Голикова направила министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максуту Шадаеву. «Ведомости» ознакомились с копией документа, в Минцифры подтвердили соответствующее решение.

Отключение от системы привело к проблемам с открытием счетов новым клиентам у некоторых крупных брокеров. «Открытие новых счетов с учетом текущих проблем очень сложное, мы испытываем сложности с работой СМЭВ», – говорит представитель «Открытие инвестиций». Проблему подтверждает и представитель брокера БКС.

СМЭВ – государственная система, с помощью которой все ведомства обмениваются документами в электронном виде внутри единого информационного канала. В системе финансовым организациям доступен единый сервис упрощенной идентификации (УПРИД). Через этот сервис можно проводить упрощенную идентификацию и проверку введенных данных: ФИО, серии и номера паспорта, ИНН, СНИЛСа. Внешний потребитель, например брокер, МФО или банк, может подключиться к СМЭВ УПРИД, заключив договор.

В начале апреля МВД в одностороннем порядке отключило Минцифры от сервиса, с помощью которого Минцифры проверяло соответствие ФИО и паспорта гражданина, получая сведения от брокера и УК через УПРИД, сделав таким образом использование сервиса УПРИД невозможным для проведения удаленной идентификации, объясняет вице-президент НАУФОР Екатерина Андреева.

Проведение удаленной идентификации с использованием сервиса УПРИД по набору данных последние несколько лет было основным способом для брокеров-НФО и управляющих компаний заключить договор онлайн, говорит Андреева. По оценкам НАУФОР, только за 2021 г. общее количество инвесторов, заключивших брокерский договор таким способом, составило 1,6–1,7 млн человек.

Все брокеры теперь должны осуществлять упрощенную идентификацию клиентов через СМЭВ напрямую с МВД, ПФР и ФНС – сейчас это условие выполняют не все организации, объясняет представитель Минцифры. Отсутствие у брокеров доступа к сервису тем не менее не означает, что их новые клиенты не смогут открыть счета дистанционно: брокерам необходимо завершить переход на работу с сервисами государственных органов напрямую, заключает он.

«Почта банку» продлен доступ к системе до 1 июня, следует из письма. Как пояснил представитель Минцифры, такая временная привилегия связана с тем, что банк выпускает «Пушкинскую карту». Эти два месяца даются банку на технический переход, который необходим для работы социального проекта, подчеркнули в министерстве.

СМЭВ УПРИД – не единственная система для удаленной идентификации клиентов. Второй возможный путь проверки данных клиента – через портал «Госуслуги», доступ к которому имеют зарегистрированные в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) граждане.

СМЭВ удобнее для клиента с точки зрения того, что организация самостоятельно проверяет данные через собственные программы, объясняет «Ведомостям» собеседник в крупном брокере. На сайте госуслуг гражданину для доступа ко всем электронным услугам необходимо иметь подтвержденную учетную запись – сделать это можно лично с паспортом в банке либо, например, в МФЦ или же онлайн через приложение одного из 10 банков (но при условии, что пользователь – клиент банка).

Несмотря на сохраняющуюся возможность использовать подтвержденную запись ЕСИА для прохождения удаленной идентификации, невозможность использовать УПРИД является существенным барьером для прихода на рынок новых частных инвесторов и выполнения предусмотренных законодательством процедур обновления сведений об уже существующих клиентах, отмечает Андреева.

Последние два месяца сайт госуслуг перегружен, что увеличивает время ожидания, говорит собеседник «Ведомостей» в одном из брокеров. Кроме того, процесс оформления счетов растянется, так как для его открытия клиенту надо иметь полностью подтвержденную учетную запись на «Госуслугах», а это приведет к росту числа недовольных клиентов.

В ФГ «Финам» не используют УПРИД в работе, говорит руководитель управления финансового мониторинга компании Александр Колпащиков. При удаленном открытии счетов брокер использует СМЭВ только для подтверждения ИНН клиента, остальные проверки проводятся с помощью других сервисов. Поэтому на скорости удаленного оформления новых клиентов изменения не отразятся, замечает Колпащиков, – подтвердить действительность паспорта брокер сможет напрямую через профильный сервис МВД. Проверка ИНН в ФНС и СНИЛСов в ПФР на данный момент по-прежнему доступна в СМЭВ напрямую, говорит он.

Представители Голиковой, МВД, «Почта банка», «Тинькофф инвестиций» и «ВТБ инвестиций» не ответили на запрос «Ведомостей».