Национальный перестраховщик договорился с рынком о смягчении условий

РНПК и страховые компании достигли компромисса после ухудшения отношений в прошлом году
РНПК, ставшая монополистом рынка в результате ухода западных компаний, решила смягчить условия страхования / Евгений Разумный / Ведомости

Российская национальная перестраховочная компания (РНПК; структура ЦБ), ставшая монополистом рынка в результате ухода западных компаний, решила смягчить условия страхования после существенного ужесточения в прошлом году, выяснили «Ведомости». РНПК долгое время вела переговоры с отраслью: за последние месяцы прошло минимум четыре встречи с участием предправления компании Наталии Карповой, директора департамента страхового рынка Банка России Ильи Смирнова и представителей страховщиков. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника в крупных страховщиках и подтвердили в «Совкомбанк страховании», а также начальник управления перестрахования «Зетта страхования» Андрей Тверской. На совещаниях обсуждались различные компромиссы, говорят собеседники. Одно из ключевых послаблений, о котором удалось договориться, – это право для участников рынка передать риски на сумму до 10 млрд руб. другому страховщику без согласования с РНПК.

Представители ЦБ и РНПК не ответили на запросы «Ведомостей».

В чем была проблема

За последний год национальный перестраховщик ужесточил андеррайтинг (процесс анализа рисков для принятия решения о целесообразности страхования объекта), рассказывает генеральный директор Страхового брокера Сбербанка Валентина Скляр. Ограничения, в частности, коснулись перестрахования торговых и торгово-развлекательных центров, складских и логистических комплексов, добавляет она. Это привело к тому, что для российских компаний выросла стоимость перестрахования, ужесточились условия и появилось множество исключений для страхования грузов, перевозок и складов, писали ранее «Ведомости».

До санкций российские страховщики работали в основном с международными перестраховочными компаниями, такими как Swiss Re, Munich Re и Allianz, которые покинули рынок. Чаще всего они заключали облигаторные договоры (облигаторы), которые определяют размер возмещения ущерба в денежной форме или конкретизируют страховые случаи, которые обязательно передаются в перестрахование.

По облигатору страховщики могли передать не только собственные риски, но и риски другого игрока по входящему перестрахованию или же сострахованию (когда несколько компаний страхуют один крупный объект). Процесс был автоматизирован и не требовал дополнительных согласований с западными компаниями, поясняет собеседник в крупном страховщике.

Но теперь, если один страховщик хочет передать риски другому, он обязан согласовать процесс с РНПК, которая может отказать или изменить условия перестрахования, констатирует собеседник.

Что поменяется

РНПК в устной форме объявила о возможных послаблениях – сейчас прорабатываются детали, отмечает представитель «Совкомбанк страхования». Помимо возможного лимита в 10 млрд руб. без согласования с РНПК нацкомпания обещала начать принимать в перестрахование многолетние полисы лизинга по грузовому направлению – страхованию контейнеров и средств ж/д транспорта. В грузовые облигаторы, заключенные между страховщиком и РНПК, теперь автоматически могут быть включены риски сострахования и входящего перестрахования с суммами до 15 млрд руб., объясняет представитель «Совкомбанк страхования». В имущественные договоры будет автоматически включаться страхование гражданской ответственности – для операторов складов в отношении вреда имуществу поставщика и при строительно-монтажных работах.

Расширение лимитов до 10 млрд руб. интересно прежде всего средним страховщикам, которым не придется согласовывать довольно большой объем договоров, поясняет собеседник в крупном страховщике, для больших компаний предел должен составлять не менее 40–50 млрд руб. При согласовании договоров РНПК устанавливает премию, которая выше обычного, что приводит к отказам клиентов, продолжает он.

Конечно, у бизнеса были сложности при жесткой андеррайтинговой политике РНПК, говорит председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: лимиты, условия и исключения делали зачастую невозможным или очень сложным даже возобновление прямых контрактов. «При таком смягчении (по лимитам, по включению в облигаторы и проч.) станет гораздо легче», – отметил он.

Рынок ожидает послаблений по страхованию грузов, продолжает представитель «Совкомбанк страхования» и подтверждает собеседник в крупном страховщике. Ранее РНПК не брала в перестрахование грузы, которые перевозят за рубежом, писали «Ведомости». После санкций импортно-экспортные операции проходят по приграничным территориям, но формально цель перевозки не связана с Россией и объекты не страхуются, поясняет собеседник в крупном страховщике. Обсуждается, что риск будет покрыт, если страховщик докажет наличие «российского интереса». Также рынок ищет с РНПК решение по перестрахованию грузов военного и двойного назначения (имеют как гражданское, так и военное применение), продолжает представитель «Совкомбанк страхования».

На базе комитета по перестрахованию ВСС был разработан перечень приоритетных вопросов к РНПК, отмечает Тверской из «Зетта страхования».

Обсуждение подходов РНПК с рынком поможет «совместными усилиями определить единую позицию по андеррайтингу рисков и обеспечить полноценную страховую защиту для российских компаний», сказал он.