Как приобретать произведения искусства

Покупатель на арт-рынке более уязвим и должен проявлять осмотрительность
Алина Давлетшина, юрист Deloitte Legal

Что сложнее купить – картину мастеров Ренессанса или чашку кофе?

Юрист скорее всего ответит, что принципиальной разницы нет: закон предъявляет к обеим сделкам почти одинаковые требования. Но приобретение подлинника дорогой картины все-таки требует куда более тщательной подготовки.

Как покупают предметы искусства

Купить арт-объект можно на аукционе, у галереи, антикварного салона, непосредственно у владельца или его представителя. Сделать это на аукционе в целом безопаснее, чем самостоятельно: хотя там есть своя специфика (например, внесение депозита), аукционный дом дорожит репутацией и отвечает за подлинность и юридическую чистоту лотов. Хороший пример – история с продажей Sotheby’s подделки полотна Пармиджанино: суд установил, что картина не является подлинной, и аукционный дом организовал выплату всей суммы покупателю.

В этом примере договор готовили юристы аукциона. Но если договор купли-продажи заключается с продавцом напрямую, покупатель имеет возможность настоять на включении выгодных для себя условий.

Предмет договора

Предмет договора – это сам арт-объект с его описанием. Базовым минимумом будет полное имя автора и название произведения. Нелишним будет добавить словесное описание, дату создания и фотографию объекта. Просто описать как «картина Тищенко» может быть недостаточно – в случае спора существует риск признания договора не заключенным.

Необходимо четко указать, является ли произведение подлинным. Так, в одном судебном разбирательстве аукционный дом, обвиняемый в продаже поддельной картины, ссылался на описание лота «ФИО художника (1862–1918) (?) наименование картины, холст «дублированный», масло, кракелюр», где знак вопроса, по его мнению, означал, что стороны понимали, что передается не оригинал. И хотя суд не согласился с ответчиком и присудил деньги покупателю, лучше не доводить дело до суда и добавить такое условие в договор.

Подлинность произведения

Самый сложный этап покупки произведения искусства – установление подлинности. Наиболее эффективным способом является экспертиза. В случае с картиной средняя стоимость – 20 000-50 000 руб., процесс занимает 15-20 рабочих дней.

Чем ценнее произведение, тем важнее привлечь нескольких экспертов. Например, для четырех работ Васнецова (считавшихся утраченными) были привлечены четыре специалиста, что обошлось в 150 000 руб. Но с учетом того, что работы были признаны подлинными и их стоимость измерялась миллионами долларов, затраты окупились сполна.

Стоит учесть, что провести экспертизу на предмет установления принадлежности произведения современному автору не всегда возможно. Так, суд принял во внимание аргумент эксперта о том, что предполагаемый художник является современным автором и «на территории России образцов его эталонных живописных работ… не имеется», а в их отсутствие «проведение экспертизы нецелесообразно и непрофессионально».

Если продавец и покупатель договорились о проведении экспертизы, необходимо согласовать, какая из сторон оплатит эту работу, какие эксперты будут привлечены, а также последствия отрицательного результата экспертизы.

Права продавца на предмет договора

У данного вопроса есть два аспекта: проверить доверенность и объем полномочий, если продавца представляет третье лицо, а также наличие прав на произведение у продавца и провенанс (историю владения объектом). И последнее гораздо сложнее.

Во многом именно от покупателя зависит, удастся ли его обмануть. Будет сложно защитить себя в суде, если картина куплена по устной договоренности и без каких-либо проверок (последствия для покупателя могут быть еще хуже, если покупка связана с легализацией доходов, полученных преступным путем). Поэтому желательно навести справки о продавце (от информации в интернете до опроса специалистов) и поискать данные о предполагаемой покупке в базах похищенных предметов искусств, например The Art Loss Register и так называемых «красных списках».

В Европе при покупке предмета искусства продавцы должны сообщать о фактах получения всех платежей и об источниках перечисления средств на сумму свыше 10 000 евро. К сожалению, в России аналогичных правил нет.

Заверения продавца

Если на экспертизу и проверку нет времени или средств, можно в договоре указать заверения продавца. Если они окажутся недостоверными, покупатель сможет требовать возмещения убытков. Желательно получить гарантии наличия прав на картину, отсутствия обременений (залога, ареста), а также ее подлинности.

Исключительные права

Картина – это не только холст, масло и рама, но и само изображение как объект интеллектуальной собственности.

Согласно российскому законодательству, при покупке оригинала произведения у автора или его наследников исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. Это означает, что покупатель вправе демонстрировать произведение и воспроизводить его в каталогах, но не может осуществлять коммерческое использование изображения, иными словами, зарабатывать на нем.

При покупке оригинала у лица, обладающего исключительным правом на произведение, но не являющегося его автором (например, у галереи), исключительное право на произведение переходит к покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Если коммерческое использование объекта предполагается, необходимо обратить внимание на включение такого положения в договор, иначе есть риск нарушить права автора.

Интерес представляет спор между музеем «Эрарта» и художником Дмитрием Шориным, который, продав музею картину «Пулково не принимает» и исключительные права на нее, разместил изображение картины на своем сайте и продавал ее репринты. Суд встал на сторону музея, поскольку в договоре явно предусмотрена передача прав на изображения с конкретным описанием их объема.

Транспортировка и страхование

Если для передачи картины требуется ее транспортировка из другой страны или даже соседнего дома, стороны должны предусмотреть, кто несет риск случайной гибели предмета, вопросы перевозки и страхования, оплаты соответствующих расходов.

Страховать картины на случай повреждений при перевозке – относительное новшество. В 2003 г. Пушкинский музей стал первым российским музеем, получившим страховое возмещение в размере более $1 млн вследствие разрыва полотна картины Рембрандта «Портрет пожилой женщины».

Искусство и технологии

Не каждая покупка предмета искусства требует больших усилий: иногда стоимость картины существенно меньше, чем затраты на экспертизу, страхование и прочие услуги. Часто произведения приобретаются в рамках устных договоренностей, по знакомству, без документов. Право покупателя – закрыть глаза на формальности и насладиться покупкой, но действующее законодательство и реалии арт-рынка таковы, что покупатель более уязвим и должен проявлять осмотрительность.

Сейчас все больше сервисов упрощают покупку предметов искусства и делают ее более прозрачной. Искусственный интеллект научился распознавать подделки и в ближайшем будущем сможет упростить и ускорить проведение экспертиз, а блокчейн применяется для закрепления провенанса и организации аукционов. Потребности рынка искусства стимулируют развитие технологий, и очень интересно посмотреть, как это скажется на наших покупательских привычках.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more