Путин: Сбереженные резервы помогут России противостоять даже "катастрофическому" падению цен на нефть

undefined

Руководство России прорабатывает все сценарии развития экономической ситуации, в том числе думает и "о так называемом катастрофическом снижении цен на энергоносители, что вполне возможно, мы допускаем это", заявил президент Владимир Путин в интервью ТАСС. По его словам, развитие экономики страны по каждому из сценариев просчитывают и Минэкономразвития, и Минфин, и правительство в целом. Он считает, что российская экономика готова противостоять новым вызовам.

Президент отметил, что когда "по политическим соображениям" дисбалансы капитала и товара усиливаются, то особенно сложно приходится странам с развивающимися экономиками. "Такой стране, как наша, даже легче. Почему? Мы - нефтегазодобывающая страна, и мы очень бережно относились к нашим резервам: и к золотовалютным резервам, и к резервам правительства. Они у нас достаточно большие, и это позволяет нам быть уверенными в том, что мы точно совершенно исполним все взятые на себя социальные обязательства и удержим все бюджетные процессы в определенных рамках и всю экономику, - заявил он. - А у кого этого нет, вот им-то очень сложно будет, если это будет происходить". Вместе с тем Путин все-таки надеется, что "у нас будет общая дискуссия" и будет выработано "общее решение по поводу изменения ситуации по устранению этих дисбалансов к лучшему". С кем будет дискуссия, он не уточнил.

По словам Путина, правительство будет вкладывать распечатанные накопленные резервы только с экономической отдачей, а не просто на решение сиюминутных проблем. Он напомнил, что российские власти задолго до текущего снижения цен на нефть начали обсуждать возможность использования средств фонда национального благосостояния (ФНБ) в ключевых инфраструктурных проектах. "Это и раньше планировали, а в условиях ухудшающейся конъюнктуры мы и будем это делать. Но это совсем не значит, что мы должны просто палить эти резервы бездумно, не ожидая адекватной экономической отдачи, а только для того, чтобы решить текущие дела. Так мы делать не будем", - заверил он. С мнением, что разгонять российскую экономику деньгами из резервов необходимо уже сейчас, он не согласен.

Комментируя возможность проведения экономических реформ за счет средств из резервных фондов, президент отметил, что "структурные реформы требуют не таких уж больших денег": "Они требуют просто политической воли и принятия определенных административных решений". То же верно и для реформ в социальной сфере, добавил он.

На вопрос о туманности судьбы крупных инфраструктурных проектов - строительстве моста через Лену и порта "Тамань", Путин ответил, что "дело не в тумане, а в целесообразности". Он согласен, что в Якутске мост нужен, "чтобы у людей был мост и чтобы они могли передвигаться спокойно". Также он привел мнение "коллег" о том, что "дело не только в населении 300-тысячного города, а дело в том, что мост нужен для того, чтобы дальше продолжить дорогу к определенным месторождениям, чтобы сделать этот проект не просто социальным, что тоже важно, но сделать еще и экономически обоснованным и целесообразным". Для продления моста необходимо все просчитать, добавил он. В Тамани, по его словам, уже несколько лет строится "хороший современный порт" частной компанией и ее иностранным партнером, который "вкладывает миллиарды туда". "Мы должны внимательно посмотреть. Мы что, создаем конкуренцию там? А объем груза какой? Сегодня объем груза такой, что оба этих порта будут загружены? А железнодорожная инфраструктура - е­е достаточно для того, чтобы и туда и туда доставлять? И где сейчас, вот именно сегодня, деньги, чтобы развить эту инфраструктуру так, чтобы обеспечить обе эти площадки (с учетом того, что мы еще должны будем построить мост в Крым)?" - рассуждает президент. Он добавил, что дело не в желании или нежелании реализовать проекты, а дело в необходимости грамотных расчетов.