Новые требования Банка России и санкции лишают иностранных держателей бумаг возможности голосовать – BNY Mellon

undefined

Санкции и введение новых требований к раскрытию информации лишают иностранных держателей бумаг возможности принимать участие в голосованиях российских эмитентов в ходе собраний эмитентов.

"Многие инфраструктурные банки, кастодианы, брокеры в результате сложной санкционной ситуации в России уже проявляют меньше участия в процессе голосования, а введение новых требований [к раскрытию информации] фактически выстрелило по коленным чашечкам всему процессу", - заявила управляющий директор и руководитель по СНГ The Bank of New York Mellon Ирина Байчорова в среду на конференции "Корпоративное управление российских эмитентов".

Она добавила, что сильнее пострадали те, кто реально подпал под санкции, но процесс также затронул и остальных российских эмитентов, имеющих иностранных акционеров. "В итоге процент голосований упал на 15-30%", - добавила Байчорова. Она пояснила, что введение ограничений касается не только держателей депозитарных расписок, но и владельцев обыкновенных акций. "Введение новых требований по раскрытию информации не то что снизило процент голосующих - оно его убило", - добавила она.

В начале августа вступило в силу указание Банка России о требованиях к порядку и форме предоставления иностранными организациями, действующими в интересах других лиц, информации о владельцах ценных бумаг (Указание №-3680-У). Согласно ему, в частности, банк-депозитарий должен в консолидированном виде предоставить регистратору (для учета при голосовании) регистрационные номера в торговых регистрах и учетных системах, принятых в стране регистрации эмитента, с указанием даты их регистрации.

Пока BNY Mellon, являющийся, в частности, банком-депозитарием "Норникеля" и "Лукойла", провел всего одно собрание по новым правилам. В нем из 238 держателей бумаг лишь один прислал номер счета, но не предоставил дату. Это был Фонд правительства Норвегии. Пока банк-депозитарий не принял решение о том, как с этими документами поступать дальше. "Проблема, безусловно, есть. Мы пока до сих пор не понимаем, насколько инфраструктура, особенно США, может прогнуться под новые требования", - сказала Байчорова.

Принимавший участие в конференции представитель "Норникеля" также выразил озабоченность новыми требованиями. "Проблема, на наш взгляд, достаточно серьезная. Судя по нашему общению с депозитарием расписок, рынок не совсем готов к тому, чтобы раскрываться в новом формате, и это для нас является проблемой для собрания кворума в целом для проведения и соответственно принятия необходимых решений", - заявил директор департамента акционерного капитала "Норникеля" Алексей Струбнев. Он также отметил, что особую актуальность нововведение приобретает при попытке принять решение общего собрания при одобрении сделок с заинтересованностью. "Для принятия сделок с заинтересованностью нужно большинство голосов. Среди держателей расписок есть значительная доля миноритарных акционеров, и отсутствие у них желания и невозможность раскрываться в новом формате влечет невозможность учета их голосов", - сказал он.

Струбнев считает, что введение новых требований в меньшей степени касается организаций, у которых нет программы депозитарных расписок, но основная масса эмитентов введением этих ограничений тоже озабочена. "Когда начнется период собраний, в следующем году, я думаю, эти вопросы будут довольно острыми", - заявил директор департамента "Норникеля".

В свою очередь Андрей Гайдамака, вице-президент по отношениям с инвесторами "Лукойла", также отметил, что некоторые крупные российские эмитенты уже столкнулись со сложностями при голосованиях иностранных инвесторов. "Мы столкнулись в этом году, и слава богу, что столкнулись не мы в большой степени, но у нас были ситуации по другим эмитентам, которых я знаю по комитету эмитентов (Московской биржи), которые поднимали вопрос сбора голосов наших западных участников", - сказал он.

Он добавил, что проблемы касаются не только подпавших под санкции эмитентов. "Здесь, по большому, счету все равно - в ADR, в акциях, сами попали под санкции или оказались в ситуации, когда на каком-то из зонтичных уровней кто-то из брокеров, перестраховываясь, сказал: вообще все российские акции - в лес", - пояснил он, уточнив, что это вынуждает усиливать работу напрямую с инвесторами.