Персона - Пол Смит, британский дизайнер

«Мода - это всего лишь одежда, не хирургия, мы не спасаем жизни»
Варвара Гранкова

В лондонском Музее дизайна открылась персональная выставка сэра Пола Смита Hello, my name is Paul Smith («Привет, меня зовут Пол Смит»), на которой можно проследить почти полувековую профессиональную историю дизайнера. Здесь реконструировали его кабинет и мастерскую, Пол Смит собственноручно отбирал для экспозиции одежду, обувь, духи, часы, канцелярские принадлежности, мебель и прочие предметы из своих коллекций разных лет. Выставка продлится до марта 2014 года, а в день открытия сэр Пол Смит сам провел корреспондента «Пятницы» по экспозиции и рассказал о своей работе.

Досье:

1946 Родился в Англии, в Ноттингемшире. 1970 Открыл свой первый магазин в Ноттингеме. 1976 Впервые представил коллекцию в Париже. 1979 Стал первым модельером, открывшим магазин в лондонском районе Ковент-Гарден. 2000 Получил от королевы Елизаветы II звание рыцаря.

Многие воспринимают моду чересчур серьезно. Но это всего лишь одежда - не хирургия, мы не спасаем жизни

Выставка Пола Смита «ни в коем случае не подводит итог его деятельности, а показывает мир глазами дизайнера, приоткрывает дверь в его рабочий кабинет и пытается заглянуть в его голову». В мир, в офис и в голову сэр Пол Смит приглашает запросто: на пресс-конференции перед открытием выставки он дарит носки и блокноты Paul Smith тем журналистам, которые «отважатся задать вопрос», мило удивляется, что «сумел чего-то достичь с таким именем», и утверждает, что не знаком с депрессией и стрессами. «Главное в жизни - баланс. Каждое утро я встаю в пять, плаваю, и у меня всегда хорошее настроение, - говорит Пол Смит, копаясь в сумке в поисках пары носков, - вам какие: разноцветные или голубые? Еще у меня прекрасная жена, Полин Денайер. Эта выставка посвящена ей». И посвящение не формальность. «Она научила меня кроить и шить и вдохновила на открытие первого магазина в 1970-м», - признается Смит.

Точнее, это был не магазин, а комната размером три на три метра в Ноттингеме, которая работала два дня в неделю. Остальное время дизайнер зарабатывал деньги, чтобы «вести бизнес». Выставка начинается именно с помещения этого магазина, который постоянно был заполнен если не покупателями, то самим высоченным Полом Смитом и его афганской борзой, с которой, по признанию Пола, они тогда выглядели одинаково. Потолкавшись здесь, мы перемещаемся дальше - в другом зале воспроизведен номер отеля в Париже, где в 1976-м началась его настоящая карьера. «Я просто снял комнату в отеле на четыре дня, развесил пиджаки на дверцах шкафов, застелил кровать черной тканью и разложил на ней рубашки. Единственный покупатель зашел в конце четвертого дня, но он купил все», - вспоминает Смит.

Атмосферу, в которой работал дизайнер первые годы, можно почувствовать в офисе, перевезенном в музей по кусочкам прямо из Ковент-Гардена. На полу - ковер в форме зайца, на стульях - кипы книг и пластинок, на стенах - вывески меню закусочных, у стен - велосипед, фигурка трубкозуба, маска вуду, игрушечные машины, куклы, китайские фигурки, на столе - образцы тканей, разноцветные держатели для полок, стеклянные глаза в миниатюрных креслах. «Когда в 2000 году я съезжал из этого офиса, то просто закрыл за собой дверь. И не открывал потом тринадцать лет. Я так давно сам не видел эти вещи», - Пол рассматривает будто впервые собственный стол. - Эту рубашку с принтом в виде тарелки пасты я сделал в 1982-м. Было время поп-арта, все хотели неожиданного». Но что неожиданного в тарелке пасты (которая, к слову, стоит тут же) после банки супа Энди Уорхола? «Тогда считалось инновацией сделать узор на ткани из фотографии. Сегодня, когда есть цифровая печать, этим никого, конечно, не удивишь. Да, технологии, а больше всего интернет и коммуникации изменили моду: она стала быстрой и дешевой, а большинство дизайнеров теперь скорее стилисты или маркетологи. Я не брюзжу, просто хочу сказать - то, что я умею шить, очень помогло мне. По сути Paul Smith - это респектабельная Севил-Роу, куда пришел Мистер Бин».

И наверное, именно за это британское умение смеяться над собой, а не за финансовые успехи, Елизавета II и посвятила Пола Смита в рыцари 13 лет назад. «Это был сумасшедший день. В довершение всего после ланча я женился, - вспоминает Пол Смит. - Вообще и в жизни, и в работе я больше всего на свете люблю смешивать высокое и смешное. Многие воспринимают моду чересчур серьезно. Но это всего лишь одежда - не хирургия, мы не спасаем жизни. И в моде невозможно добиться успеха, потому что всем все равно, насколько классным вы были когда-то, - важно то, кто вы сейчас».

Мы переходим в следующую комнату, где воспроизведена обстановка нынешнего офиса Смита - здесь горы палитр с оттенками, тонны выкроек и сотни мотков ниток. «Империя Paul Smith могла бы быть сегодня как минимум в четыре раза больше, но мне это не нужно. Я не делаю ничего только ради прибыли. Я считаю, что как люди, так и бренды должны быть этичными. Поэтому использую для упаковки только переработанную бумагу, не делаю одежду с кричащими огромными лейблами. Ни вещи, ни люди не должны кричать, я люблю простых людей и простые вещи». Пол Смит действительно любит вещи - он годами коллекционирует все подряд: картины, фотографии, открытки, старые фотоаппараты. Постороннему наблюдателю многое покажется мусором, а его «вдохновляет». «Идеи приходят отовсюду - это могут быть даже тени на стенах, созданные венецианскими жалюзи», - уверен дизайнер.

После всего этого изобилия вещей даже странно оказаться в следующем зале, где стройными рядами стоят манекены в одежде от Paul Smith. «Здесь совсем небольшая подборка, разделенная на темы: британская традиция, путешествия, цвет и принты, - объясняет Пол, по пути успевая пожать посетителям руки и сфотографироваться с ними. - А сейчас мы посмотрим видео подготовки моего фэшн-шоу в Париже». Мы переходим в темный мини-кинозал, и он говорит, что это напоминает ему темную комнату, в которой они с отцом, фотографом-любителем, проявляли пленку. «Я фотографирую все наши рекламные кампании и часто сам снимаю для журналов. На выставке есть две мои камеры: Rolleiflex и Kodak, обе 1958 года. Кстати, Kodak мне подарил отец».

Если уж речь зашла о фотографии, спрашиваю Пола о том, как он относится к инстаграму. «Да я вообще спокойно отношусь к технологиям. Возьмем 3D-печать. Ее применение в моде - это здорово, но помните, что напечатать вещь может кто угодно. Это ставит всех на одну доску. Поэтому я думаю, что со временем в моде 3D-печать сама себя изживет. А вот традиционные методы шелкографии, ручной вышивки, рисунка меня очень даже интересуют. Традиционные методы отлично работают для моего бренда. Возьмем мои известные полоски на шарфах. Я не делаю их на компьютере. Я наматываю на картонную основу нитки разных цветов, чтобы посмотреть, как они выглядят вместе не на плоском экране, а в текстуре, в материале. Я люблю вещи, к которым приложены усилия. Усилия вообще важны в жизни», - когда Пол Смит произносит это, мне кажется, я понимаю, что означала стена, мимо которой мы только что проходили: на нее приклеено 70 тысяч пуговиц. Должно быть, она символизирует пуговичника из «Пер Гюнта», который уж точно не придет за ним, ведь он приложил достаточно усилий и умудрился чего-то достичь? Но сэр Пол Смит без тени смущения отвечает, что Ибсена не читал, и молча ведет к главному экспонату, выражающему суть всей его деятельности. Это желтый стикер, на котором написано: «Каждый день - это начало».