Стиль жизни
Бесплатный
Ксения Болецкая
Статья опубликована в № 2553 от 01.03.2010 под заголовком: Деньги за награды

У Сергея Сельянова самые большие шансы на государственные киноденьги

Больше всего наград международных и российских фестивалей у продюсера Сергея Сельянова, подсчитала компания RFilms. А значит, у него самые высокие шансы получить государственные деньги из нового кинофонда

В декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин решил реорганизовать схему финансирования кинокомпаний. До этого кандидатов на получение государственных денег выбирало Министерство культуры, безвозмездно выделяя прошедшим отбор до $1 млн на ленту. Премьер решил, что деньги следует давать лидерам отрасли на возвратной основе. Распределением бюджетных средств займется Федеральный фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, который возглавил Сергей Толстиков. В феврале Толстиков представил попечительскому совету фонда проект критериев, по которым будут отбираться кандидаты на финансирование. В соответствии с ним на государственные деньги могут рассчитывать как кинокомпании, так и сами продюсеры. При оценке кандидатов Толстиков предложил учитывать опыт работы киностудии на рынке, количество ее фильмов и полученные ими рейтинги на ТВ, сборы в кинотеатрах, а также призы на конкурсах.

Самое большое количество баллов продюсеры могут получить за сборы картины и за ее призы. Согласно исследованию, подготовленному компанией RFilms для «Ведомостей», среди лидеров и по заработанным деньгам, и по полученным призам значатся продюсеры Сергей Сельянов (компании СТВ и «Наше кино»), Игорь Толстунов («Профит») и Рубен Дишдишян («Централ партнершип»). По данным Министерства культуры и RFilms, с июля 2006 г. по июль 2009 г. больше всего собрали в прокате 29 фильмов студии «Централ партнершип» (ЦПШ) – более 2 млрд руб. Второе место – у СТВ, картины которой получили 760 млн руб. Сборы «Профита», среди известных фильмов которого «Водитель для Веры», «Мама», «Ворошиловский стрелок», – 370,4 млн руб.

А наград конкурсов и фестивалей больше всего у СТВ Сельянова, подсчитала RFilms (см. таблицу). К примеру, в 1997 г. он получил Гран-при «Кинотавра» за фильм «Брат», а в 2008 г. – приз голландской гильдии кинокритиков KNF Award на фестивале в Роттердаме за «Груз 200». Самая престижная награда кинематографистов, «Оскар», есть только у одного российского фильма – «Утомленные солнцем» продюсеров Никиты Михалкова, Леонида Верещагина и Владимира Седова, но в списке лидеров по числу наград Верещагин и Михалков заняли седьмую и восьмую позицию соответственно, а в пятерке студий, лидирующих по сборам, их компании «Три Тэ», по подсчетам Минкульта, нет.

«Российских продюсеров, способных сочетать фестивальный и коммерческий успех, – единицы», – говорит гендиректор RFilms Константин Нафиков.

Лидеры отечественного кинопроизводства и раньше получали солидные дотации из бюджета: по данным Минкультуры, у ЦПШ доля господдержки в бюджете фильмов за последние три года составляла 14%, у CTВ – 13%, а у «Профита» – почти 50%. Всего с 2006 г. эти компании получили 657,5 млн руб. безвозмездных государственных инвестиций. В этом году вклад государства вырастет: 5–7 лидеров, выбранных в ближайшее время, разделят между собой 2,86 млрд руб. средств кинофонда. Но теперь правительство будет настаивать хотя бы на частичном возврате денег.

Продюсер Александр Роднянский одобряет намерение фонда распределять деньги в зависимости не только от кассы фильмов, но и от количества наград: «Было бы лукавством говорить, что сегодняшние продюсеры – настоящие бизнесмены. Скорее, у нас есть отдельные экономически успешные фильмы. Единственное конкурентное преимущество нашего кино в мире – оригинальные авторы и большие имена, а определяют их именно фестивали и конкурсы».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать