Египет как туристическое направление закрывается

Продажи туров в Египет остановлены – потери российских туркомпаний могут превысить $100 млн. Но пока большинство клиентов соглашаются перенести отдых на другие даты или в другую страну, а те, кто купил путевки до 29 января, продолжают уезжать в охваченную беспорядками страну
Е.Кузьмина

Крупнейшие операторы, работающие на египетском направлении (Хургада, Шарм-эль-Шейх и др.), сообщили, что остановили продажу туров. Tez Tour – до первой половины марта, «Пегас туристик» – до 28 февраля, Сoral Travel – «до стабилизации ситуации». Ростуризм рекомендовал компаниям остановить отправку туристов в Египет с 29 января и оказать содействие желающим досрочно вернуться домой. Тех, кто проигнорирует рекомендацию, Ростуризм готов обвинить в «сознательном нарушении» законов «Об основах туристской деятельности» и «О защите прав потребителей», закрепляющих право клиентов на безопасную услугу, и привлечь к административной и даже уголовной ответственности, говорится в сообщении ведомства. Ростуризм и Роспотребнадзор заявили, что компании должны полностью вернуть деньги туристам, отказавшимся от поездки в Египет.

Тем не менее вчера, по данным Росавиации, из России было выполнено около 20 чартерных и шести регулярных рейсов в Египет. По данным замминистра спорта и туризма Надежды Назиной, на них вылетело всего по 10–15 человек. Ни МИД, ни Ростуризм не могут запретить людям, получившим на руки билеты, сесть в самолет, объясняет пресс-секретарь Ростуризма Олег Мосеев. Ассоциация туроператоров России вчера отправила письмо в Минспорттуризма и Минтранс с просьбой закрыть регистрацию на рейсы в Египет. Это обращение будет рассматриваться сегодня, сообщил представитель Росавиации Cергей Извольский.

По данным Ростуризма, на морских курортах Египта сейчас находится около 75 000 россиян, в том числе не менее 45 000 туристов.

События в Египте могут нанести пяти крупнейшим российским туроператорам ущерб более чем в $100 млн, заявил вчера гендиректор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев. Это затраты на возможный досрочный вывоз 50 000 туристов из страны (по $350–400 за человека), возврат средств 50 000 клиентов, оплативших туры в Египет на ближайшие месяцы (средняя цена тура – $600), плюс у каждого крупного оператора в египетских отелях оплачен депозит на сумму до $15 млн, который непонятно как будет компенсироваться.

Российский союз туриндустрии оценивает возможные потери скромнее: возможный возврат за путевки – $12–14 млн, эвакуация – до $16 млн, предоплата крупнейших туроператоров авиакомпаниям и египетским отельерам – по $3 млн с компании.

В Москве вчера от оплаченных туров в Египет отказывалось 50–70% клиентов, сообщил председатель комитета по туризму правительства Москвы Сергей Шпилько. У «Интуриста» доля отказов превысила 80%, говорит Тополкараев.

Но в большинстве случаев туркомпаниям не приходится возвращать деньги: клиенты соглашаются на другие даты и направления. По турам с датой вылета до 5 февраля «Интурист» возвращает деньги без штрафов либо предлагает перенести поездку на февраль, март или в другую страну – Индию (Гоа), Таиланд, Бали, Доминикану, рассказывает Тополкараев. Средняя цена тура в эти страны – $1500, доплата за счет туриста. «Если клиент требует вернуть 100% стоимости тура, мы возвращаем, но с большинством решаем вопрос переносом брони на другие даты или другие направления», – вторит ему начальник департамента рекламы «Натали турс» Юлия Коренко. Tez Tour договаривается об изменении даты или места отдыха, желающим аннулировать тур готовы возвращать деньги полностью, но «в технически возможные сроки, а не прямо сейчас», говорит генеральный представитель Tez Tour в России Александр Синигибский. По его словам, лишь 10% отказывающихся от тура требуют деньги немедленно – с ними компания готова разбираться в суде.

Деньги возвращают не все, жалуется исполнительный директор самарской компании «Спутник-Гермес Самара» Александр Денисов. «Пегас туристик», по его словам, вернуть полную стоимость тура отказывается, ссылаясь на условия договора. Обычно при аннулировании тура по инициативе клиента оператор берет штраф. Два менеджера новосибирских турагентств подтверждают, что самую жесткую позицию среди операторов заняла «Пегас туристик», предлагающая клиентам либо замену туров в Египет на другие, либо возврат средств в судебном порядке. Получить комментарии у «Пегас туристик» вчера не удалось: секретари отказались соединить «Ведомости» с руководством, а по телефону горячей линии сказали, что это не их вопрос.