Статья опубликована в № 2787 от 08.02.2011 под заголовком: Блеск и шелест слов

Современное искусство на Винзаводе

Две галерейные выставки на «Винзаводе» – с букинистическим и с парфюмерным уклоном – говорят о вечном: о магии и избыточности слов
Художники Подкидышев и Чаркин подружили литературу с ветром / В. ФИЛОНОВ / МТ
Художники Подкидышев и Чаркин подружили литературу с ветром / В. ФИЛОНОВ / МТ

Инсталляцию Алексея Подкидышева и Игоря Чаркина «Шепот» описать легко – пол галереи XL выстлан раскрытыми книгами. Они дружно шелестят, понуждаемые не сразу заметными вентиляторами. Можно посмотреть на это волнующееся море (или большую лужу) книг и пойти дальше, можно зависнуть, вглядываясь и вслушиваясь: красиво, успокаивает. Наконец-то слышишь музыку, про которую только знал, что она есть.

О выставке Евгении Чуйковой «Quick Dry – Быстросохнущий» так же просто рассказать в двух словах. На 13 больших листах нержавеющей стали лаком для ногтей то густо, то скупо написаны слова и обрывки предложений – фрагменты сетевой и телефонной переписки. Слова «Сопли, слюни, слезы» прозрачно повисли в одиночестве, лаком для ногтей писать трудно (многие знают, пробовали), так что буквы получились кривенькие, с подтеками, совсем расквасившиеся. Ну а многократное перечисление «Остервенелые, озверелые, на последнем издыхании» кроваво-красной мерцающей сеткой покрывает блестящий фон. Все исписанные листы красивы, могут существовать сами по себе, элегантной дизайнерской картиной на стене, не только галерейной.

Обе выставки показывают правильное современное искусство, легко поддающееся многозначительной интерпретации и рассуждизмам об информационных потоках и шумах, конце книжной эры, экзистенциальном одиночестве в эпоху глобальных коммуникаций, о феминном (в случае Чуйковой) или ностальгическом (это о Подкидышеве и Чаркине) высказывании. Что же, авторы умны, с хорошим образованием и выставочным опытом. «Шепот» соорудили выпускники Московского архитектурного института, лаком писала выпускница дюссельдорфской Академии искусств, ранее использовавшая вместо красок помаду.

Стальные листы Чуйковой кажутся даже излишне академичными – холодноватыми, эффектными, уж очень просчитанными и выполненными по высокому европейскому, но все же стандарту, contemporary art, излишне по-немецки.

Подкидышев с Чаркиным сделали работу хотя и не коммерческую, но вполне готовую к участию в международных выставочных проектах, повсеместно понятную. Для экспорта, правда, ее лучше усовершенствовать: еще бы пару-тройку тысяч долларов, считает замдиректора XL Сергей Хрипун, тогда никаких вентиляторов видно не будет и книжные страницы исполнят свою музыку как по собственному желанию.

Для ждущих от современных художников непременной актуальности, вечноподростковой агрессии и выраженной социальной позиции в эти дни открыты двери других галерей «Винзавода». Кто же ищет в искусстве своих современников выражения собственных впечатлений и ощущений, немного красоты (пусть и просчитанной) и волшебства (пусть и накрученного вентиляторами), тот не разочаруется в XL и «Айдан».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать