Премьеры МакГрегора и Килиана закрыли московский балетный сезон

Спектакли Уэйна МакГрегора и Иржи Килиана в Большом театре логично завершили московский балетный сезон, отмеченный небывалым вниманием к современной хореографии
Большой театр

После бала

О постановке еще одного шедевра Килиана – «Свадебки» на музыку Яначека – объявил Пермский театр. Премьера состоится в следующем сезоне. МакГрегор собирается вернуться в Москву, чтобы специально для Большого театра поставить «Весну священную».

Всего пять лет назад трудно было представить, что Большой театр вообще когда-нибудь обзаведется Форсайтом, Килианом, МакГрегором, Прельжокажем. В балетном мире это величины абсолютные, им давно открыты двери любых респектабельных компаний, и российские театры вовсе не оспаривали их талант. Но обстоятельства складывались так, что переговоры никак не заканчивались постановками.

Теперь же эти звезды в одном сезоне дебютировали в Большом. И Москва наконец может не в фестивальном порядке, а в режиме повседневности знакомиться с достижениями балетного прогресса. Две новые постановки – Chroma МакГрегора и «Симфония псалмов» Килиана – отмечают разные этапы этого пути. Но обе значатся среди высших достижений современной хореографии.

Успех Chroma был предсказуем для всех, кто видел зимнюю премьеру форсайтовского Hermann Schmerman: никто не может соперничать с труппой Большого театра там, где нужно прыгнуть выше головы, отстаивая профессиональную честь. Балет МакГрегора тоже рассчитан на невероятные перегрузки: 41-летний хореограф-минималист радуется как ребенок, обнаруживая пути расширения пределов человеческих возможностей. Рекорд технической виртуозности был установлен труппой Королевского балета Великобритании, для которой в 2006 г. поставлена Chroma. Артисты Большого его перекрыли, вызвав восторг самого автора: он заявил, что хочет как можно скорее вернуться в Москву, чтобы поставить нечто эксклюзивное. Но это лишь подтверждает известный факт, что Екатерина Шипулина, Светлана Лунькина, Анна Окунева, Вячеслав Лопатин, Денис Савин созданы не для того, чтобы повторять чьи-то старые достижения, – они способны подарить балету собственные.

Гораздо более непредсказуемой была судьба «Симфонии псалмов». Этот 25-минутный спектакль, декорацией которого служат персидские ковры на заднике сцены, сам создан как ковер, в котором восемь пар исполнителей уподоблены нитям. Сначала они сливаются в едином узоре, потом распадаются на дуэты и соло. «Симфония псалмов» построена не просто на слаженности ансамбля – на едином дыхании всех шестнадцати исполнителей.

Однако мгновенные человеческие истории, составляющие основную часть спектакля, требуют свободного владения килиановским стилем, который выстроен на сложном равновесии приемов классического танца и техники модерна. Это сочетание выглядело естественным у Чинары Ализаде, Анны Ребецкой, Анны Тихомировой, Антона Савичева, специалистов по освоению неизведанных балетных территорий. Не менее интересно наблюдать, как неожиданно проявляются в «Симфонии» опытные солисты Анна Балукова, Кристина Карасева, Юрий Баранов. Но показательно, что в спектакле заняты едва пришедшие в труппу потенциальные солисты и премьеры. Учиться ощущению единого ансамбля им приходится буквально с нуля – даже школьное обучение у нас выстроено для подготовки звезд. Но в мире Килиан давно уже стал частью обязательной программы любого театра. И Россия это наконец осознала.