Иосиф Бакштейн: "Хочется показать, как использовать новые технологии в искусстве"

Тема близящейся Московской биеннале современного искусства – «Переписывая миры». Как будет проходить процесс, рассказывает комиссар биеннале Иосиф Бакштейн
PhotoXpress

Курировать биеннале в этом году пригласили специалиста в сфере новых медиа Петера Вайбеля. И хотя бюджет нынешней биеннале, которая стартует в конце сентября, существенно сократился по сравнению с прошлой, Бакштейн обещает довольно внушительный основной проект – его даже разделили по двум площадкам.

– Выбор куратора биеннале связан с его тематической специализацией – а значит, и с тем, каким вы хотите видеть итоговый выставочный продукт?

– Людей, которые умеют делать биеннале, т. е. показывать актуальные тенденции интернациональной арт-сцены, мало, человек 10–12. И некоторые из них – для меня в этом заключается признание нашей деятельности – сами выражали желание участвовать в Московской биеннале. Большинству моих знакомых понравился проект Жан-Юбера Мартена в «Гараже» на третьей биеннале – кто-то даже причислил его к лучшим выставкам, которые видел. Нынешний куратор Петер Вайбель одного поколения с Мартеном, но они совсем непохожи – в каком-то смысле они выступают на контрасте по отношению друг к другу. Мне интересно, как очень разные кураторы видят художественный мир.

– Приглашение Вайбеля автоматически означает, что акцент основного проекта будет сделан на новых медиа?

– Да, и это будет довольно масштабная история. Нам хотелось показать, как можно использовать новые технологии в искусстве. Вайбель немало потрудился для пропаганды новых медиа – основал Ars Electronica, сделал много выставок. Тем не менее задача куратора в этот раз состоит в том, как правильно подобрать произведения, интересные не только в техническом, но в художественном отношении. В Москве, например, будут работы, критически переосмысливающие саму технологическую основу нашей цивилизации.

– Тема «Переписывая миры» предполагает политический контекст?

– Насколько я знаю то, что делает и о чем пишет Вайбель, формулировка темы – это скорее эстетическая и метафизическая метафора. Политические проекты, конечно, есть, но они не доминируют. Например, у Каталины Бауэр будет карта мира из наполненных водой пластиковых пакетов. Томас Фойерштейн сделал такую деревянную руку, которая реагирует на биржевой курс страховых компаний. Дуэт Клэр Фонтэн покажет проект о находящихся в самом критическом состоянии странах Евросоюза Great P.I.I.G.S. – о Португалии, Ирландии, Италии, Греции и Испании. Такой «потухший костер» в виде карты, составленной из сгоревших спичек.

– А как насчет техники безопасности?

– Ну это не буквальный пожар – работу сожгут до вернисажа.

– Будет ли все-таки участвовать обещанный художник-диссидент Ай Вэйвэй?

– Да, будет его видео из лондонской Lisson Gallery. Мы нашли еще другую работу в японской галерее – но она большая и дорогая, разве что кто-то из участников биеннальской специальной программы сумеет ее привезти.

– Биеннале может похвастаться проектами, сделанными специально для нее?

– У нас в этот раз очень ограниченный бюджет, поэтому их немного. Помимо фотоисследования Армина Линке об отражении духа государства в архитектуре будет новая скульптура Нео Рауха «Арьергард», новое видео Ребекки Хорн Moon Mirror Journey, инсталляция «Муха» группы Random International...

– Бюджет сократился почти вдвое?

– Да, Министерство культуры выделило 52 млн руб. Мы еще собрали около 10 млн. Это средства спонсоров и фондов стран ЕС, которые поддерживают своих художников. У Жан-Юбера Мартена большие расходы были связаны с транспортировкой произведений из стран Азии, Африки, Латинской Америки. Сейчас мы стараемся везти работы откуда-то поближе – обычная тактика экономии. Я Вайбеля с самого начала предупредил, чтобы он, фигурально выражаясь, из Рио-де-Жанейро или из Сиднея ничего не заказывал, это нам сейчас не по карману!

– Тем не менее география биеннале расширилась и в ней впервые участвуют немосковские площадки...

– К нам обратились с предложением об участии Нижегородский и Екатеринбургский филиалы Государственного центра современного искусства, киевский «Мыстецкий арсенал» и лондонский фонд Calvert 22, основанный нашей соотечественницей Нонной Матерковой, с проектом об искусстве стран Центральной Азии. И мы подумали: почему бы не расширить географию специальной программы?