Статья опубликована в № 3104 от 18.05.2012 под заголовком: Не случилось счастья

"Коммунальный авангард" в Московском доме фотографии

«Коммунальный авангард» в Московском доме фотографии представляет соцгорода – гордость советской архитектуры. Вместе с выставкой Аркадия Шайхета проект дает редкую возможность представить 20–30-е годы нашего ХХ века не в пропагандистском ракурсе
ММАМ

Дажется, что «Коммунальный авангард. Социальная утопия в архитектуре 1920-х – 1930-х годов» лучше задуман, чем выполнен.

Лайтбоксы с фотографиями Владислава Ефимова хрестоматийных зданий «Уралмаша» и Автозавода, спроектированных лучшими архитекторами своего времени, расставлены по плану городского района идеального соцгорода. Но этот чертеж не всякий прочтет, так что не очень понятно, почему старые уже здания сняты в цвете и подсвечены, а фотографии наших современников Сергея Леонтьева – черно-белые, не нарядные, с экзистенциальной тоской.

Кураторы выставки Елена Белова и Алиса Савицкая, наверное, и не имели в виду получившегося эффекта, но он точно рифмуется с правдой жизни. Население домов, спроектированных согласно новым советским идеям правильной организации трудовой и личной жизни рабочих, идеалам не соответствовало. Люди не могли жить так, как планировала советская власть.

Понаехавшую в Нижний Новгород и Екатеринбург строить заводы-гиганты бедноту селили коммунально, а не как задумано – каждую семью в квартиру или коттедж. Отдельно в квартирах и коттеджах селилось заводское начальство, восстанавливая не новые социалистические, а старые крепостнические отношения с трудовым народом.

Такое жесткое социальное расслоение требовалось расцветить – идеологически, архитектурно. Началось строительство дворцов для народа. По воспроизведенным на фотографиях зданиям видно, как конструктивистская ясность зданий превращалась в сталинский ампир, декорировалась колоннами, орнаментом и скульптурами.

На выставке «Аркадий Шайхет. Продолжение 1929–1931 гг.» так же ясно видно, как пропагандистский миф о радостном переустройстве мира на благо трудящихся сталкивается с реальной человеческой трагедией. Идиллический сюжет «Сергей Миронович Киров на охоте» заменили фоторепортажи с судов над врагами народа. Грозная подпись «Раскулаченные у своего бывшего магазина» стоит под снимком деревенской семьи у убогой хаты.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать