Как провести ночь наедине с шедевром

В арт-отелях посетители спят и едят среди произведений искусства

Лошадиная голова и холодная индейка

В 2008 году берлинский Институт современного искусства KW запустил проект отеля для художников, где расплачиваться можно было арт-проектами. В здании института выделили номер-люкс, за ночлег в котором художник должен был полностью его преобразить. Первым участником программы стал обладатель премии Тёрнера Дуглас Гордон, чья неоновая вывеска украсила фасад гостиницы – название Hotel Marienbad также его идея. Какое-то время над кроватью в номере красовалась лошадиная голова, размещенная там художницей Анной Яндт, но одна из следующих постоялиц Сара Ортмейер решила голову убрать, а номер посвятить Эйфелевой башне. Также в качестве платы за проживание в номере давались концерты и устраивались авторские литературные чтения. В 2010 году в Hotel Marienbad состоялся проект «Холодная индейка» (так называют резкое прекращение приема наркотика без поддержки замещающими медикаментами). Художники Беньямин Бланке и Клаудиа Капп на месяц превратили номера отеля в клинику для кураторов, художников и критиков, которые хотят избавиться от наркотической или алкогольной зависимости. Была приглашена команда докторов, которые проводили с живущими в отеле сеансы терапии (арт-терапии, например). Анонимность постояльцам, само собой, гарантировалась.

Художник и мультипликатор Юрий Норштейн как-то признался, что в Амстердаме желал одного: чтобы ему разрешили остаться на ночь в музее, поставили койку напротив «Ночного дозора» Рембрандта и выдали фонарь. Музейная толчея не только его заставляет желать более интимной обстановки для «встречи с прекрасным», а обладание предметами искусства в частном порядке не единственный выход. Если уж нельзя обеспечить в музее койку, то можно приблизить к койке музейные сокровища.

Ночлег в галерее

Весной лондонский отель The Churchill запустил совместную программу с галереей Saatchi – до конца года в лобби гостиницы пройдет серия выставок, на которых будут представлены работы из знаменитой коллекции Чарльза Саатчи. Кроме того, до конца апреля в отеле работал сьют, наполненный интерактивными инсталляциями, скульптурами и живописью современных художников. Например, Ронин Чо сделал шкаф, внутри которого что-то начинает стучать, когда к нему приближаешься, а в ванной Селин Фитусси придумала инсталляцию из мыла. Сьют обставили дизайнерской мебелью Republic of Fritz Hansen: креслами Арне Якобсена «Яйцо», «Лебедь» и «Оксфорд», лампами по дизайну 1930-х годов Кристиана Делла. Пожить среди современного искусства стоило от 700 фунтов за ночь. По словам директора по маркетинговым коммуникациям отеля Hyatt Regency London – The Churchill Хенни Фрейзер, номер был востребован у гостей и поэтому летом его откроют еще раз.

Впрочем, The Churchill далеко не первый отель, который решил максимально сблизить границы между выставочным пространством и гостиничным лобби. В 2006 году на миланском Sotheby’s владелец хилтоновского Rome Cavalieri выкупил три полотна Тьеполо за $8 миллионов, после чего картины стали украшением вестибюля гостиницы. Двумя годами позже именно Rome Cavalieri первым из европейских отелей был включен в коллекцию Waldorf Astoria – список самых выдающихся хилтоновских заведений.

Отельный куратор

Практически кураторский подход к составлению «экспозиции» в отеле выбрала Ванесса Брэнсон, владелица гостиницы-риада El Fenn в Марракеше. В конце 1980-х она держала арт-галерею в Лондоне, а в конце 1990-х придумала концепцию фонда Wonderful и курировала его коллекцию: 15 человек вкладывали деньги, а Ванесса покупала и продавала работы современных художников. Теперь часть коллекции фонда, где оказались работы Бриджет Райли, Уильяма Кентриджа, Энтони Гормли, украшает El Fenn. Попутно Брэнсон организовала на базе риада ежегодный фестиваль искусств и таким образом смогла выделить El Fenn на фоне десятков роскошных отелей Марракеша.

Нередко подобные арт-отели рассчитаны на тех, кто непосредственно связан с миром искусства. Так, арт-дилер из Майами Кристин Таплин и ее муж-девелопер Марти превратили отель Sagamore в Саут-Бич в место паломничества охотников за культурными ценностями. Пара выкупила здание в 1997-м, обновила с прицелом на ярмарку Art Basel Miami Beach и заполнила работами из собственной коллекции. Каждый год Таплин, выполняющая роль куратора Sagamore, обновляет экспозицию видео, картин, скульптур и фотографий, в которой наряду с местными талантами вроде рожденного на Кубе живописца Хосе Бедии есть такие художники, как Спенсер Туник или Массимо Витали. Таплины также заказали ряд работ специально для отеля, в том числе гиперреалистические грибы скульптора Рокси Пэйна, словно бы произрастающие из стены над стойкой регистрации, и монумент из песка – склоненную женскую фигуру на береговой линии отеля, возведенную в декабре 2008-го художником Олафом Брюнингом.

В 2008 году состоялось второе рождение одного из первых бутик-отелей Morgans New York, дизайном интерьеров которого занималась Андре Путман. Теперь в каждой комнате висят снимки Роберта Мэпплторпа, скупленные по $300 еще в 1980-е, а потолки украшает самопрограммируемая световая инсталляция французских дизайнеров Trafik. В принадлежащем Morgans отеле Mondrian в Лос-Анджелесе выставлены работы Джеймса Таррелла, а дизайн Mondrian в Саут-Бич целиком отдали художнику Марселю Уандерсу, который превратил его в сказочное пространство с люстрами-колокольчиками и «плывущей» черной лестницей, обошедшейся в $850 тысяч.

Отдать интерьер и арт-концепцию целиком на откуп одному художнику решил и отельер Ян Шрагер, который инвестировал $200 миллионов в переделку нью-йоркского Gramercy Park Hotel. Оформление гостиницы он доверил Джулиану Шнабелю. Тот постарался обыграть богемный дух декаданса, которым отель был славен на протяжении многих десятилетий: от Великой депрессии до угасания в 1990-е. На стенах комнат и коридоров теперь сменяются работы Энди Уорхола, Жан-Мишеля Баскиа, Дэмиена Хёрста, Ричарда Принса и самого Джулиана Шнабеля, одалживаемые такими друзьями-коллекционерами Шрагера, как Альберто Муграби и Эби Розен.

Искусство на заказ

Арт-отель может с легкостью превратиться и в альтернативную выставочную площадку, где художники представляют свои работы в ином контексте и для более широкой аудитории. Нередко произведения искусства для таких отелей выполняются на заказ. Так, на экранах в фойе гостиниц сети Le Meridien демонстрируются видеоработы, специально созданные для отелей.

На коллекцию искусства, которую теперь можно увидеть в отелях и казино комплекса CityCenter в Лас-Вегасе, принадлежащего компании MGM Resorts, было потрачено $40 миллионов. Площадку между новыми небоскребами отдали под сотни алюминиевых каноэ Нэнси Рубинс, пластичные фигуры Генри Мура и Тони Крэгга, «Гигантское стирающее устройство для пишущей машинки» Класа Ольденбурга и еще пару десятков исполинских и не очень скульптурных композиций и инсталляций. Над стойкой регистрации отеля и казино Aria нависает «Серебряная река» (25-метровый отлив русла реки Колорадо из повторно использованного серебра) Майи Лин, в отеле Vdara аналогичное место занимает огромная картина Фрэнка Стеллы. Большая часть коллекции была заказана куратором Мишель Квинн специально для MGM.

Большинство работ для собрания сингапурского The Ritz-Carlton Millenia (коллекция вполне может конкурировать с небольшим музеем современного искусства) были заказаны напрямую художникам, среди которых Дейл Чиули, Малкольм Морли, Дэвид Хокни. Комментарии куратора коллекции Элизабет Вейнер можно послушать, взяв у консьержа айпод с записанным в него подкаст-туром.