Зачем Pixar обманула зрителя

Вроде бы традиционный мультфильм оказался историей с феминистским подтекстом

Главная тема фильма – эволюция героини, по воле которой и происходят все несчастья

Жила-была в Шотландии кудрявая принцесса Мерида. У нее был отец, потерявший ногу в схватке с медведем-людоедом, мать – строгая леди-хозяйка и трое младших братьев-хулиганов. Мерида метко стреляла из лука и не хотела идти замуж по расчету, а родители настаивали. Тогда прин­цесса отправилась в лес на поиски колдуньи, которая могла бы ей помочь.

«Храбрая сердцем» в пересказе совсем не похожа на другие фильмы Pixar. Может даже показаться, что это вполне тривиальная сказка про принцессу: у Disney таких десятки, и мы знаем их наизусть. Обмануть удалось даже самых внимательных. Рекламный ролик и плакаты сделаны так, чтобы выдать «Храбрую сердцем» за традиционный продукт для девочек и их сентиментальных бабушек. Pixar известна прежде всего своим умением рисковать, а здесь риск двойной: отвадить фанатов «ВАЛЛ-И», «Вверх» и «Рататуя», привычных к хулиганской анимации, и вызвать возмущение попавшихся на крючок зрителей «Покахонтас» или «Красавицы и чудовища». Потому что на самом деле «Храбрая сердцем» – вовсе не то, чем кажется.

Это не мультфильм про любовь: прекрасного принца нет вовсе, а ужасных – сразу трое. «Храбрая сердцем» – психоаналитический этюд о родительском диктате и детском бунте, продолжение темы, блистательно начатой аниматорами Pixar в таких шедеврах, как «В поисках Немо» и «Суперсемейка». Главная тема фильма – эволюция героини, по воле которой и происходят все несчастья. Папа с мамой – не декоративные элементы, необходимые для завязки интриги, а персонажи столь же важные, как и сама принцесса.

И это не все. «Храбрая серд­цем» – первый мультфильм Pixar о женщинах и к тому же сделанный женщиной. Правда, к автору идеи Бренде Чапмен по ходу дела присоединился сорежиссер Марк Эндрюс, но общей феминистской направленности это не изменило. «Храбрая сердцем» – мультфильм об участи женщины в мире, управляемом мужчинами. Дуэт Чапмен – Эндрюс, отбросив внешнюю церемонность, откровенно и доходчиво исследует инстинкты в буквальном смысле животные. Зверь-тотем фильма – медведь, и, по сути, «Храбрая сердцем» – о медвежьей силе и ярости, скрытой в каждой женщине.

Перед нами уже второй плод сотрудничества Pixar и Disney, креативной стратегией которых теперь заведует один человек – Джон Лассетер. Из интересного режиссера он вырос в выдающегося продюсера, и вряд ли кто-то другой может с тем же правом претендовать на звание «Уолта Диснея XXI века». Первым его творением была «Рапунцель» – неожиданно парадоксальный мультфильм Disney, благодаря которому затхлое «принцессино кино» вновь обрело живое дыхание. «Храбрая сердцем» – следующий результат синергии. Разумеется, есть поводы оплакивать старый добрый Pixar – но с ним, похоже, покончено навсегда: прыгнув «Вверх», студия достигла высшей планки и принялась укрепляться на занятых позициях. Отсюда столь нехарактерная для Pixar в прошлом эксплуатация проверенных брендов: «Тачки 2», «История игрушек 3», грядущий «Университет монстров».

«Храбрая сердцем» – продукт куда более оригинальный. И пусть она лишена ошеломляющей изобретательности лучших мультфильмов студии – все равно эта сказка со смыслом и, мягко говоря, нетривиальной моралью имеет большие шансы оказаться самой яркой анимацией 2012 года.

В кинотеатрах с 21 июня