Опера Масканьи "Друг Фриц": Идиллический финал сезона

В Московской филармонии спели оперу Масканьи «Друг Фриц». Более трогательного завершения сезона нельзя и представить
Д.Абрамов/ Ведомости

Оперу Масканьи, созданную в 1891 г., буквально сразу поставили в России (еще бы, автор «Сельской чести»), а потом прочно забыли. Название «Друг Фриц» действительно мало шло советской сцене, хотя действие оперы протекает в Эльзасе в идиллические времена. Темперамент у эльзасцев, правда, тоже горяч, к тому же среди них затесались представители южных народов: одно из главных лиц – раввин Давид, благодаря которому друг Фриц, землевладелец и идейный холостяк, в 40 лет все-таки счастливо женится, а есть еще цыганенок Беппо, благодаря которому в опере столько горячих танцевальных мелодий.

«Друг Фриц» не просто великолепен по музыке, это партитура новатора, создавшего последний великий канон итальянской оперы – веризм. Трагическая «Сельская честь» и прекраснодушный «Друг Фриц» – два ведра, из которых веристы-последователи черпали краски, смешивая на свой вкус. А партия Судзели – не что иное, как склад заготовок для всех будущих героинь Пуччини: последнему осталось лишь довести их до совершенства.

Как водится в филармоническом абонементе «Оперные шедевры», исполнить оперу в концерте приехали гастролеры. Раввина с пылкой дружеской душой блестяще спел британский баритон Саймон Бейли, юная Судзель предстала в знойном исполнении мексиканки Айлин Перез, а Фрица, в ком любовь к финалу победила холостяцкие принципы, – ее супруг, американец Стивен Костелло, весьма мягкий тенор. Вот только рядом с улыбчивой партнершей он все время хмурился, и настроение слушателям пришлось поднимать веселой Александре Кадуриной (Беппо), Ярославу Абаимову и Олегу Цыбулько (друзья Фрица), а главным образом – огненному Антонино Фольяни, который дирижировал сотней друзей Фрица, оркестром Московской филармонии, упоенно и знаючи. В этот вечер хорошее сражалось с лучшим, а злое и вовсе не стало появляться.