Выставка "...Нас будет трое..." : Графику Малевича, Чашника и Суетина привез в Третьяковку фонд из Лихтенштейна
Открытая в Третьяковке выставка графики Малевича, Суетина и Чашника из собрания Sepherot Foundation заставила задуматься, кто владелец такого культурного богатства
Название «...Нас будет трое...» воспроизводит слова из письма Казимира Малевича своему верному ученику Николаю Суетину, бывшему, как и Илья Чашник, апостолом супрематизма. Втроем они утверждали новое искусство как религию, способную преобразить мир.
О Малевиче и его учениках написано немало книг и три подробные познавательные статьи в каталоге. Их автор Татьяна Горячева – куратор выставки и научный сотрудник Третьяковской галереи – подробно охарактеризовала большинство выставленных работ, объяснив смысл их поисков предельно простой и запредельно выразительной формы.
В центре экспозиции, разумеется, сам Малевич, хотя представлен он скромнее учеников – четырьмя картинами и десятком маленьких рисунков. Большинство из них – вполне предметны. Графика учеников, наоборот, – исключительно супрематические композиции. У Чашника это одноцветные кресты, круги и прямоугольники сами по себе и вплетенные в динамичные супрематические орнаменты. У Суетина – так же геометрические «живописные конструкции» плюс эскизы для росписи фарфора. Вписанные в круг (тарелку) супрематические кресты и прямоугольники кажутся дорожными знаками на мистическом пути к высшей абстракции.
Что делать, но высокое познавательное и эстетическое (большинство супрематических композиций красивы) значение выставки тучей затемняют проблемы низменные. Даже трепетную публику волнует подлинность работ.
В сущности, рынок русского авангарда много лет как почти уничтожен океаном подделок и судебными исками. Конечно, авторитет Третьяковской галереи и Татьяны Горячевой лично уже гарантия чистоты экспозиции. Но большинство графических листов, как указано в каталоге, куплено в галерее Гари Татинцяна, а он приобрел коллекцию произведений русского авангарда у художника Льва Нусберга, а тому она досталась от ученицы Малевича Анны Лепорской. Многолетняя судебная тяжба, которую ведут Татинцян с Нусбергом, обвиняя друг друга в обмане, превращает бесспорное казалось бы происхождение в частично сомнительное.
Неизвестно и кто именно владеет сокровищами фонда с непереводимым названием. В материалах о процессе Татинцяна с Нусбергом в связи с ним упоминался хорошо известный в художественном мире коллекционер Александр Смузиков. Главная вещь выставки «...Нас было трое...» – картина Малевича «Прямоугольник и круг» 1915 года. Она же была показана на только что закрывшейся выставке в Пушкинском музее «Портреты коллекционеров» как принадлежащая именно ему.
Художественная и околохудожественная общественность все знает и уверена, что именно Смузиков и есть лихтенштейновский Sepherot, но документальных доказательств не имеет.
До 25 ноября