В Москве впервые проходит выставка Йозефа Бойса

Инсталляция из базальтовых глыб, запись экскурсии для мертвого зайца и другие работы духовного лидера концептуализма
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
NatioNalgalerie im Hamburger baHNHof, Smb, SammluNg marx tHomaS bruNS

Художник, чье лицо было обмазано медом и покрыто листами золота, проводил экскурсию для мертвого зайца

То, что в России до сих пор не было ни одной выставки Йозефа Бойса (1921-1986), знаковой фигуры для послевоенного европейского искусства, участника крупнейшей международной выставки Documenta, говорит о том, как медленно и выборочно наши музеи реагируют на происходящее за пределами страны. По уровню популярности в мире Бойса сегодня можно сравнить даже с Уорхолом. Художники, к слову, были знакомы и по большому счету говорили об одном и том же – о консьюмеристской культуре. Только Бойс, гуру политического искусства и духовный лидер концептуализма, высмеивал ее и критиковал, а Уорхол, король поп-арта, прославлял и мягко над ней иронизировал.

На выставку в ММСИ, которая проходит при поддержке Гете-института в Москве, привезут важнейшие вещи из лучших немецких музейных собраний, в том числе из берлинского музея Хамбургер Банхоф, где хранится самая большая коллекция работ Бойса. Так что первое знакомство российской публики с художником должно стать если не исчерпывающим, то вполне основательным. По словам куратора и специалиста по творчеству Бойса Ойгена Блуме, выставка должна резюмировать взгляды художника, представить их во всем многообразии. Неслучайно ее назвали так же, как и манифест 1978 года «Призыв к альтернативе», в котором Бойс подробно излагал свои общественно-политические воззрения, раздумывая, что делать с социально несправедливым обществом. Один из его ответов – преобразовывать мир посредством творческой и политической практики, распространить искусство во все сферы жизни (отсюда любовь Бойса к тиражированию работ и его идея «социальной скульптуры», которая подразумевала, что каждый человек должен относиться к обществу как художник и участвовать в его формировании).

В ММСИ покажут «Конец ХХ века» – инсталляцию, состоящую из огромных продолговатых базальтовых глыб. Внутри каждой есть конусообразное отверстие, начиненное слоями из небольших камней, глины и фетра. Разложенные в случайном порядке, эти глыбы похожи на трупы. Отсылок к войне, ранениям, выживанию в работах Бойса вообще очень много – во время Второй мировой он служил в Люфтваффе, и его самолет был сбит советским истребителем над Крымом. Этот биографический факт Бойс превратил в источник мистификаций и магических интерпретаций. В частности, любил рассказывать, как после крушения он долго пролежал в снегу, а потом был спасен кочующими крымскими татарами и шаманами, которые обложили его тело жиром, «чтобы разогреть», а затем обернули в войлочное покрывало, «чтобы сохранить тепло». Неслучайно он потом так часто использовал в своих работах жир и войлок.

В таком же войлочном покрывале Бойс явился в галерею Рональда Фельдмана в Нью-Йорке, где в 1974 году прошел перформанс «Я люблю Америку, и Америка любит меня», видео которого можно увидеть на выставке. Три дня художник прожил в одной комнате с диким койотом, символическим для Америки животным. Больше в эти дни он ни с кем не общался, более того, отказался даже ступать на американскую землю (из самолета Бойса вынесли на носилках, а привезли в галерею и увезли из нее на скорой помощи) – так он выразил свой протест против войны во Вьетнаме.

Покажут видео и другого знаменитого перформанса – «Как объяснить картины мертвому зайцу», который прошел во время персональной выставки художника в Дюссельдорфе в 1965 году. Бойс тогда закрылся в галерее изнутри, а посетители наблюдали за ним через окна – художник, чье лицо было обмазано медом и покрыто тонкими листами золота, проводил экскурсию по своей выставке для мертвого зайца. Процесс истолкования, объяснения искусства был для него важен, но, что примечательно, совершенно лишен слов – во время экскурсии он использовал только мимику и жесты.

Кроме записи перформансов, инсталляций и скульптур в Москву привезут тиражные работы художника, объекты, рисунки и записи лекций: Бойс был одним из самых популярных преподавателей Академии художеств в Дюссельдорфе.

12 сентября – 14 ноября, Московский музей современного искусства, Гоголевский б-р, 10, www.mmoma.ru

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more