Галерея возит своих посетителей в туристические поездки

Лондонская «Тейт Модерн» запустила программу из 14 художественно-гастрономических туров по всему миру
Alamy/ ИТАР-ТАСС

Лондонская галерея «Тейт Модерн» решила расширить поле деятельности и придумала годовую программу из 14 художественно-гастрономических туров по всему миру. Уже состоялись путешествия в Париж, Сан-Франциско, Чикаго, Венецию. В ноябре ожидается поездка «Барселона: пищевая фиеста», в декабре будет «Мексика: аутентичное изображение». А дальше – Австралия, юг Франции, снова Калифорния, Берлин, Россия. Длятся такие поездки от пяти дней до двух недель, стоят – от 2000 до 6500 фунтов.

Идея пришла в голову сотруднице турагентства The Ultimate Travel Глории Уорд (эти туры – совместный проект галереи и бюро). «Я была на выставке Поля Гогена в «Тейт», где в основном показывали работы полинезийского периода. Тогда я подумала, что необязательно ждать эти картины в Лондоне, – рассказывает Глория «Пятнице». – Гораздо интереснее было бы съездить на остров Таити, где они создавались и где многие из них теперь находятся. Мне захотелось сделать арт-тур, позволяющий погрузиться в искусство, увидеть пейзажи, которые видел художник, посмотреть на мир его глазами. Я позвонила с этой идеей в «Тейт». Так и началось». Алекс Бёрд, заместитель директора «Тейт», во время мартовской презентации нового проекта сказал, что каждый заказанный тур станет важной финансовой поддержкой для «Тейт» и поможет галерее в продвижении современного искусства.

Свой личный куратор

На Таити туров пока нет – далековато, но и во все остальные поездки организаторы стараются включать знаковые для истории искусства здания и места. В Провансе это шато де Лурмарен – первое ренессансное здание в регионе, в Мексике – дворец испанского конкистадора Фернандо Кортеса в Куэрнаваке. Даже если маршрут вполне стандартный – в программу посещения Барселоны войдут все те же Саграда Фамилия, музей Пикассо, фонд-музей Миро, – экскурсии будут вести гиды и профессора, отобранные галереей, причем не всегда ее сотрудники. В Париж с туристами ездил куратор «Тейт Модерн» Марк Годфри, который подготовил собственную музейную программу, а для знакомства с творчеством Роя Лихтенштейна в Чикаго пригласили знатока поп-арта, сотрудника местного Института искусств Джеймса Рондо.

В тур по России отправится Джейсон Розенфельд, куратор выставки прерафаэлитов, которая сейчас с большим успехом идет в Лондоне, потом переезжает в вашингтонскую Национальную галерею искусств, а летом – в Пушкинский музей. «Думаю, даже те, кто уже успел посмотреть эту выставку на родине, не откажутся посмотреть ее еще раз в Москве, тем более в сопровождении человека, который ее придумал и сформировал. Ну и конечно, у Розенфельда найдется что рассказать о творчестве других художников, которые выставлены в Пушкинском музее. Запросто пообщаться со знатоком искусства, обсудить увиденное – редкая возможность», – говорит Глория.

Пудель на унитазе

В программу арт-туров организаторы стараются включать и личное знакомство с местными художниками, посещение частных галерей и домов коллекционеров. Художественный критик Аластер Сук, поехавший с «Тейт» в Чикаго, рассказал о знакомстве с Джеффом Стоколсом. Помимо работ таких общепризнанных современных художников, как Кристиан Болтанский, Герхард Рихтер и Синди Шерман, Стоколс собирает изображения пуделей. «Такое запоминается на всю жизнь – только представьте себе, повсюду скульптуры пуделей, картины с пуделями, даже на зонтике в прихожей – пудели. Апофеозом этого безумия стала для меня статуя пуделя с длинными ресницами, сидящего на унитазе. Никогда не встречал такой удивительной смеси высокой культуры и кича».

Картины под вино

Рестораны и кафе для тематических обедов и ужинов в «Путешествиях с «Тейт» выбирают местные ресторанные критики, с ними тоже можно пообщаться. Кроме того, во многие поездки отправится тейтовский сомелье Хамиш Андерсон, который не просто подберет лучшее вино к еде, но и прочтет про него целую лекцию. «Действительно, вино во многих турах играет важную роль, – объясняет «Пятнице» Андерсон, десять лет проработавший в «Тейт». – Дело в том, что с пятидесятых годов в нашей галерее есть ресторан, который известен своим винным погребом. Многие посетители приходят не только на выставку, но и поужинать. Мы закупаем классические вина и устраиваем дегустации, у нас хорошие отношения с производителями».

Сомелье напомнил, что многие винодельни собирают собственные коллекции современного искусства, да и сами подчас являются его объектами. К примеру, винодельню Dominus Winery в Напе строило архитектурное бюро Herzog & de Meuron, то самое, которое работало и над проектом здания «Тейт Модерн». «Часто любители искусства и хорошей кухни – одни и те же люди, – говорит Андерсон. – Так что вполне закономерно, что «Путешествия с «Тейт» на 70% состоят из искусства, на 30 – из еды и напитков. Для меня такая синергия совершенно естественна».