Новый закон об образовании трактуют по-разному даже специалисты

Уже сейчас понятно: документ нуждается в доработке
ИТАР-ТАСС/ Сергей Дуванов

«Закон полон благих намерений, но механизмов их реализации не предусматривает. А нет механизмов – нет и обязательств»

До конца осенней сессии депутаты намерены принять закон «Об образовании в Россий­ской Федерации», сообщил председатель комитета Думы по образованию Александр Дег­тярев (первое чтение документ прошел 17 октября). Вступить в силу новый закон может уже в январе 2013 года.

Революционный пункт – включение дошкольного образования в систему общего. То есть родители теперь обязаны обеспечить ребенку получение дошкольного образования – в детском саду или дома. А вот как это сделать и в чем суть новшеств в детских садах, не могут объяснить даже разработчики.

Согласно документу (есть на сайте Минобрнауки России), детсад одновременно и обязан предоставить места всем имеющим на это право детям, и может отказать, если мест нет. Прием детей осуществляется на общедоступной и бесплатной основе, а родительская плата за детский сад возрастет по сравнению с сегодняшним днем, поскольку одна действующая на данный момент статья – родители платят не более 20% реальных затрат на содержание ребенка – в документ не вошла. У дошкольного образования должны появиться образовательные стандарты, как у следующих – школьных – ступеней, но аттестации детей, как в школах, не будет.

Текст законопроекта трактуют совершенно по-разному даже специалисты Минобрнауки России. «Дошкольное образование приобрело статус ступени общего образования, и это очень важно, – сказала замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк на пресс-конференции 18 октября. – Это, с одной стороны, усиливает гарантию доступности дошкольного образования, с другой – позволяет формализовать требования к результатам обучения на этой ступени». Спустя пять дней пресс-служба Минобрнауки России сообщает «Пятнице»: «Дошкольное образование и общее образование – это не пересекающиеся понятия. Общее образование относится к уровню школы, поэтому является обязательным и по действующему закону, и по обсуждаемому законопроекту».

«Социальный закон – а закон «Об образовании» один из самых важных социальных законов – не может быть написан таким языком, чтобы его не поняли даже журналисты, – считает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. – Это приведет к тому, что каждый чиновник в каждом регионе будет трактовать его по-своему. А я, как уполномоченный по правам ребенка в Москве, не буду знать, просить мне или требовать у сотрудников Департамента образования устроить ребенка в сложной жизненной ситуации в детский сад». По его словам, законопроект носит декларативный характер: «Он полон благих намерений, но механизмов их реализации не предусматривает. А нет механизмов – нет и обязательств».

Пока в Думе идет работа над поправками, специалисты критикуют и хвалят разные пункты законопроекта, а также готовят свои поправки ко второму чтению. «Пятница» приводит мнения экспертного сообщества о некоторых положениях законопроекта, касающихся дошкольного образования.

О дошкольном образовании как первой ступени общего

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович:

В XXI веке общая тенденция всех цивилизованных стран – безусловное включение того, что мы называем детским садом, в общую систему образования. Именно в этом возрасте можно скорректировать ментальные и социальные проблемы, которые в подростковом возрасте могут привести к серьезным конфликтам, к неспособности учиться. К такому выводу пришли крупные детские физиологи и психологи.

Сейчас и родители, и даже воспитатели в России воспринимают детский сад как «камеру хранения», в которой ребенка просто держат с утра до вечера. Если детский сад получит статус первой ступени общего образования, отношение и требования к нему изменятся. Этот уровень должен стать таким же обязательным, как и остальные – школьные – уровни общего образования.

Это прогрессивная и правильная идея. Но как она будет реализована, понять из законопроекта нельзя.

О преемственности образовательных программ

Вера Могилевская, руководитель подразделения 1-5-х классов в Центре образования № 109 («школа Ямбурга»):

Придерживаюсь мнения, что педагоги начальной школы не должны навязывать свои методы обучения дошкольникам. Необходимо не только составлять планы преемственности начальной школы и дет­ского сада, но и реализовывать их. Начать работу нужно со знакомства учителей начальных классов и воспитателей с образовательными программами дошкольников и учащихся начальной школы. Это поможет выявить сходства и различия в этих программах и скорректировать их, исключив повторы в преподавании.

Эффективна такая форма взаимодействия, как посещение занятий в детском саду педагогами и школьных уроков – воспитателями. Последующее обсуждение поможет выявить положительные и отрицательные моменты, принять решения по исправлению недостатков. Для того чтобы наблюдать динамику развития детей, воспитателям необходимо видеть своих бывших выпускников в школе уже в первые учебные дни сентября.

Еще одной активной формой взаимодействия являются расширенные методические объединения, круглые столы, конференции, педагогические мастерские, мастер-классы, открытые уроки и занятия.

Заместитель начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы Мария Цапенко:

Для обеспечения преемственности мы в Москве создаем образовательные комплексы, которые получаются при реорганизации школ и детских садов. В них можно убрать преграды, непонимание между воспитателями и учителями начальной школы. А разрабатывать образовательные программы для дошкольников будут специалисты по дошкольной педагогике.

Евгений Бунимович:

Обеспечить преемственность образовательных программ (это предполагает новый законопроект) – задача не сегодняшнего дня. Сейчас надо сформулировать стандарты дошкольного образования. Причем это не должны быть требования к тому, что обязан уметь выпускник детского сада, по­скольку в этом возрасте дети гораздо сильнее отличаются друг от друга по уровню развития, чем школьники. Должны быть разработаны стандарты к условиям образовательного процесса. Конечно, когда происходит уплотнение детских садов, когда новые группы открываются на месте комнат, оборудованных для художественных, музыкальных, спортивных, развивающих занятий, первоочередную задачу – обеспечить местами всех желающих – эти меры решают. Но возможности образовательного процесса таким образом снижаются.

О декларируемой общедоступности дошкольного образования

Мария Цапенко:

Благодаря тому, что правительство Москвы ремонтирует и строит детские сады, нам удается удовлетворить потребность москвичей в дошкольном образовании от 3 до 7 лет практически на 100%. В этом году не смогли попасть в детский сад пока только 114 детей 3-7 лет в Хорошевском районе. В сентябре в столичные детские сады пришли на 19,5 тысяч детей больше, чем в прошлом. В 2011-м – на 54 тысячи больше, чем в 2010 году.

Указ президента РФ обязывает региональную власть обеспечить дошкольным образованием всех детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Кирилл Дружинин, активист движения «Российским детям – доступное дошкольное образование», которое собирает подписи против принятия некоторых пунктов законопроекта (на «Демократоре» на момент сдачи номера за обращение проголосовали 1822 человека, еще 4 – «против»):

В статье 68 законопроекта написано, что образовательная организация может отказать в приеме ребенка из-за отсутствия мест. Сегодня такое происходит, но это незаконно. Проект узаконивает ненормальную ситуацию. Это как если бы сказали: раз все воруют, давайте разрешим воровство.

Действующий закон предписывает, что родительская плата за содержание ребенка в образовательном учреждении не может превышать 20% затрат на его содержание. Из законопроекта эта норма исчезла. Получается, если в прошлом году в Химках родитель платил порядка 2000 рублей в месяц и государство компенсировало ему 20% этих затрат (или 50% на второго ребенка и 70% на третьего), то теперь с учетом компенсации он будет отдавать уже 8000 рублей. Подобная либерализация цен больно ударит по многим, не только неблагополучным, семьям, поэтому наше движение собирает подписи против таких новшеств и готовит свои предложения ко второму чтению законопроекта. Если они не будут учтены, многие родители готовы к публичным протестам.