"Золотой век" английского двора: от Генриха VIII до Карла I": Портреты и вещи английских королей показывают в Кремле

Выставка «Золотой век» английского двора: от Генриха VIII до Карла I» в Кремле рассказывает о старом королевском способе репрезентации власти – через искусство
В парадных портретах монархов символична каждая деталь/ С. Портер/ Ведомости

Около полусотни экспонатов этой выставки принадлежат разным музеям и владельцам, но об одном упоминается особо. Королева Великобритании Елизавета II, как рассказывает директор Музея Виктории и Альберта Мартин Рот, узнав от хранителей своей коллекции о московской выставке, предложила показать там доспехи Генриха VIII, ничто лучше не раскрывает тему репрезентации власти.

Генрих VIII был высок и толст, это известно по портрету с натуры Ганса Гольбейна и многочисленным кинофильмам, но что настолько, трудно было представить. Судя по доспехам, сделанным предположительно в 1539 году, к третьей женитьбе при росте в 182 см король обладал талией в 132 см. Доспехи прекрасно сохранились и убедительно представляют монаршью мощь и блеск.

Однако выставка не про доспехи и оружие, они, как и нарядные геральдические скульптуры, представляют скорее средневековые властные символы, чем британский Ренессанс. Тот же Генрих VIII призвал к своему двору лучших художников и архитекторов, чтобы утверждаться как просвещенный монарх. Он же с благосклонностью относился к появлению своего портрета в домах подданных. Для бедных печатались гравюры, для богатых писались копии.

Парадные королевские портреты, в основном копии, современные оригиналам, заполнили выставочный зал Успенской звонницы. В центре – изображение Елизаветы I в полный рост. Бледная красавица в красном и драгоценностях стоит на фоне золотого трона и шпалеры с цветочным орнаментом. Все здесь не случайно, исследователи предполагают, что дубовые листья вокруг розы на плече – намек на теплое отношение к графу Лестеру. Его портрет висит рядом, в череде других королевских, вплоть до длиннокудрого Карла I (копия 1635 года с оригинала Ван Дейка), казнью которого и кончился придворный золотой век. Возможно, король и не был таким красавцем, но серебряное блюдо (мастер Кристиан ван Вианен), висевшее у него в кабинете, настолько декадентски изысканно, что не оставляет сомнений в чувствительности его владельца.

Каждым своим экспонатом выставка свидетельствует о культе красоты, поэзии и изящества, царивших при дворе и среди знати. Драгоценностей здесь меньше, чем на любой другой выставке про королей, английские монархи часто продавали их ради насущных расходов. Но их место заняли драгоценности художественного свойства – крохотные живописные миниатюры, с которых на нас смотрят англичане XVI века, тонкокожие, бледные, благородные и все немного печальные. Идеализированные по моде времени образы, написанные акварелью по специально выделанной коже, были популярны и раздавались как фотокарточки на память. На очень долгую, как мы теперь видим.