Что можно увидеть с самого высокого здания в Западной Европе

Репортаж с последних этажей лондонского небоскреба Shard
Смотровая галерея опоясывает здание/ The View from The Shard

«Отсюда будет лучший вид на Земле», – уверяет Андерс Найберг, с которым мы стоим у подножия новой достопримечательности Лондона, небоскреба Shard (310 метров). Директор смотровой галереи, расположенной в верхней части небоскреба, знает, о чем говорит: у него есть опыт аналогичной работы в чикагской высотке Willi's Tower и в дубайской Burj Khalifa. «В Дубае с одной стороны – Персидский залив, с другой – пустыня, и все. В Чикаго есть озеро, но с запада смотреть особо не на что. А здесь весь город как на ладони», – говорит Найберг.

Вместе с другими журналистами меня пустили на предварительную экскурсию по галерее, которая открывается для публики 1 февраля. Я мечтал об этом еще несколько лет назад, когда среди старинных улиц стала прорастать стеклянная башня, которая теперь заметна едва ли не из любой точки города. Она изменила давно привычные виды Лондона – что же видно с нее самой?

Но сначала – первый этаж с мультимедийной экспозицией. Она еще не закончена, но нам сказали, что здесь установят экраны, на которых будут демонстрировать картины городской жизни, извест­ные высказывания о Лондоне и шуточные мультфильмы с Диккенсом и Шекспиром, плывущими на лодке по Темзе, Карлом Марксом и Маргарет Тэтчер, едущими на велосипеде-тандеме, мэром Борисом Джонсоном, полирующим ботинки своему предшественнику Кену Ливингстону. Затем – лифты, первый из которых идет на 33-й этаж, а второй – на 68-й, причем в обоих случаях подъем занимает 30 секунд. В лифтах будет играть специально написанная для них «подъемная» мелодия в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

Двери открываются, и мы спешим к последнему лестничному пролету, отделяющему нас от 69-го этажа. День не очень ясный, облака окутывают стеклянные стены. Представитель пресс-службы говорит, что вид может быть полностью закрыт в среднем шесть раз в году. Посетителям не будут возвращать деньги за билет (25 фунтов с человека, заказ за месяц), зато предложат воспользоваться одним из 12 электронных «телескопов» с интерактивными экранами, на которых даже ночью можно наблюдать идеально ясный пейзаж. Телескопы также позволят приближать здания и выводить на экран их историю.

В билете будет указан точный час посещения, но оставаться на небоскребе можно будет сколько угодно. Найберг считает, что один визит в среднем продлится час, но мне кажется, что здесь он ошибается. Потому что даже в такой серый осенний день зрелище потрясающее. Видно, например, как расходятся дороги от древних узловых точек города – Лондонского моста, Тауэра, собора Святого Павла, Вест­минстера.

Виден даже паб Globe на Боро-хай-стрит, которому уже 140 лет. На улице он как-то теряется, его почти не разглядишь, но отсюда видна его островерхая крыша, островок, со всех сторон окруженный железнодорожными путепроводами. Вот разводят Тауэрский мост, чтобы пропустить судно с высокими мачтами; на одном уровне с нами пролетает самолет; спускаются на веревках мойщики окон. Я бы мог провести здесь целый день, но пора уходить.

www.theviewfromtheshard.com

FT, 26.10.2012. Перевод Сергея Петрова