В аэропорту Шереметьево неплательщикам устроили профилактику

Спецкор «Пятницы» обнаружил, что общение с судебными приставами пользуется популярностью среди пассажиров
М.Стулов/ Ведомости

В минувшие выходные граждане, вылетающие из Москвы, получили прекрасную возможность заплатить за все свои прегрешения. В терминалах D и F были устроены специальные стеклянные павильоны, из которых на толпу взирали женщины: две – в форме судебных приставов и еще две – в мундирах налоговой службы. Любой показавший женщинам паспорт мог узнать, сколько денег он задолжал государству и нет ли у него ограничений на выезд. Оплачивать долги предлагалось прямо в аэропорту.

Организаторы акции, то есть руководство аэропорта и УФССП по Московской области, проявили тонкий психологический расчет. Пассажир – ленивое, но беспокойное существо – все равно приезжает в терминал за час до регистрации, рассудили они. Изнывая от скуки, он тратит деньги на ерунду, так пускай уж лучше пополнит бюджет неоплаченными штрафами, алиментами, пенями и другими издержками вольной жизни.

Карина Тащян, начальник отдела УФССП по Московской области, доложила, что только за утро в терминале D о своих долгах пожелали узнать более 40 человек. Акция проходит без эксцессов: долгов у населения немало, но все незначительные, штрафы да просроченные платежи.

– Хотя один мужчина приходил, у него по кредиту оказался долг почти пятьсот тысяч! – вспомнила Карина.

– Что с ним стало?

– Ну как – за голову схватился. Убежал куда-то в бешенстве.

Тут к нам подошел пресс-секретарь УФССП Анатолий Гара. Он прибыл из терминала F, где, по его словам, обстановка живее. Там к приставам обратились более 70 человек. Саму акцию пресс-секретарь назвал «информационно-профилактической». Люди должны знать, что есть такая возможность – своевременно оплачивать долги, пояснил он. Делать это надо легко и без злобы.

– А вы можете задержать должника в аэропорту? – спросил я.

Гара объяснил, что судебные приставы не могут никого задерживать без постановления суда. Просто если человек – должник или находится в базе ограничений на выезд, женщины в форме обязаны его об этом уведомить.

Внутри стеклянного павильона было довольно душно. Четыре дамы неподвижно сидели спиной к нам, уставившись в мониторы. У налоговых и у приставов базы должников свои: я думал, что увижу какие-то секретные списки, оказалось – просто сайты со строками «ФИО», «паспортные данные», «ИНН».

К окошку подошли два посетителя: один веселый, на слегка ослабевших ногах, другой – в женской вязаной шапке. Веселый протянул паспорт налоговикам:

– Проверьте меня, девушки!

– У вас есть что-нибудь в собственности? – деловито спросила одна.

– Велосипед, – игриво ответил мужчина.

– А с лошадиными силами?

– Только доля в квартире.

– ИНН свой знаете?

Из ИНН проситель помнил только две цифры, поэтому налоговая служба оказалась перед его желаниями бессильна. Зато судебные приставы пробили мужчину по базе ограничений на выезд и сказали (не без иронии): «Пока чисто».

Ему на смену пришел юноша в бейсболке.

– Насчет заграницы можно посмотреть? – тревожно спросил он.

– У вас есть исполнительное производство в 2009 году, – констатировала пристав.

– Ну да. Есть. Сто пятьдесят тысяч.

– Вы платите?

– Нет.

– Почему? – изумилась женщина.

– Ну как бы не было возможности...

Женщина покачала головой.

– На сегодня ограничений на выезд нет, – сказала она, – но база обновляется очень часто. И если вы...

– Да я хожу в Балашихе к своему приставу! – с досадой прервал юноша. – Говорю ей: давайте порешаем вопрос, а она ничего не слушает...

– И правильно: это не ее дело. У вас есть право обратиться в суд, чтобы вам дали рассрочку. А у пристава есть право вас ограничить.

Молодой человек почему-то ужасно обрадовался: долго благодарил женщин и попросил «написать их ресурс». Ему дали адрес сайта УФССП.

Я спросил у Анатолия Федоровича, почему бы службе приставов не превратить такие акции в постоянную услугу при аэропортах. Гара ответил, что они не против – все вопросы к руководству Шереметьево.

– Но я не думаю, что это удастся. Это что же: им новое структурное подразделение создавать? А потом, вы знаете, какая средняя зарплата у пристава? 15-20 тысяч рублей. Вы еще найдите людей на такую зарплату. Тут же одни патриоты работают!

Патриоты сдержанно улыбнулись.

К четырем часам поток задолжавших граждан значительно увеличился. К павильону даже выстроилась небольшая очередь. Отлетающие протягивали свои паспорта с мазохистским удовольствием. Поддавшись общему настроению, я и сам чуть не проверил свои долги – хорошо, что ИНН забыл.

Один пожилой человек прямо настаивал, чтобы ему сообщили сумму его больших – он это подчеркивал – больших долгов. Он не оплатил несколько штрафов.

– Вас нет в нашей базе, – развела руками пристав. – Значит, к нам еще не поступил документ из ГИБДД. У них же своя база.

Как я понял, большинство проблем с оплатой задолженности происходят именно из-за того, что у органов власти нет общей базы данных. Как при таком положении оставаться чистым перед государством и небом – непонятно.

– А у вас есть задолженности? – спросил я пресс-секретаря УФССП.

– Милый мой Алексей, – сказал Гара, подойдя ко мне вплотную, – я, слава богу, пятьдесят два года в погонах. За это время я научился быть дисциплинированным гражданином.