Евгений Зуенко: Что-то человеческое

Спонсорам крупных команд остается только посочувствовать: они хотели быть любимыми, а получили обидные кричалки в свой адрес

Ты тратишь сотни миллионов и думаешь, что вправе ожидать от окружающих ответного тепло­го чувства

Наверное, российских спортивных спонсоров кто-то сглазил. По-настоящему сглазил, профессионально – с протыканием восковых фигурок, ритуальным сожжением отдельных страниц форбсовского рейтинга, битьем в бубны и раскладыванием карт Таро самым причудливым образом. Это даже не просто сглаз – это уже полноценное проклятие. Как учат нас Лавкрафт, Лукьяненко и анонимный учебник магии, продающийся в подземном переходе под площадью трех вокзалов, только самое сильное проклятие может одолеть ту защиту, которую дают человеку большие деньги. А та сила, которая вечно хочет непонятно чего, но вечно совершает гадости на отечественных стадионах, одолевает даже самых-самых, прорвавшихся к вершине пищевой пирамиды. Должно быть, им очень обидно.

Попробуйте только представить себя на месте уважаемого человека, который много и упорно работал, чтобы возглавить не менее уважаемую компанию. Например, газовую. Или нефтяную, или финансовую. Или даже госучреждение или силовое ведомство федерального масштаба. Это не так уж трудно представить: вот вы сидите в большом и удобном кресле, а вот тридцать пять тысяч одних курьеров. Вот вы даете распоряжение – и оно выполняется. Вот уже, косясь, отодвигаются и дают дорогу другие народы и государства, вот уже мир готов стать вашей устрицей. Наконец наступает тот момент, когда вы решаете поделиться своим счастьем и помочь любимой команде (лиге, виду спорта – нужное подчеркнуть). И начинается бардак.

Это просто невыносимо – ты тратишь миллионы, десятки, даже сотни миллионов долларов и евро, строишь стадионы, покупаешь дорогущих игроков и тренеров, кормишь огромную ораву агентов/посредников/консультантов и думаешь, что вправе ожидать от окружающих (или хотя бы от болельщиков) ответного теплого чувства. Пусть не песен в твою честь, но как минимум – слова доброго.

А что на самом деле? Один идиот бросает с трибуны зажженный файер – и твою команду наказывают техническим поражением, а с тебя еще и штраф берут. Другой берет ружье для пейнтбола и палит в твоих же игроков (ты тратишься на дополнительную охрану, на премии для напуганных иностранных игроков и еще бог знает на что). У третьего хватает ума растягивать на итальянском стадионе плакат в поддержку ХАМАС (и ты опять платишь штрафы и гонорары адвокатам). Четвертый сжигает твое чучело, пятый, шестой, седьмой... Как верно подметил еще рэпер Noize МС в концертной версии своего первого большого хита: «Девятый, десятый... пятидесятый – куда ни плюнь, везде одни дегенераты». О том, что о тебе пишут журналисты, блогеры и авторы остроумных комментариев на спортивных сайтах, лучше вообще не знать.

Хочется искренне посочувствовать этим суровым людям – капитанам бизнеса и генералам органов. Они хотели быть любимыми, а стали громоотводами, канализирующими негативные эмоции миллионов. Они хотели подержаться за кубки и медали, а получили обидные кричалки в свой адрес. Они хотели сделать людям приятное, а создали образ врага, объединившего всех. Они хотели как лучше, а получилось то, что получилось.

Здесь самое время подпустить нравоучительного пафоса и написать что-то на тему «как спорт отделяет зерна от плевел и обнажает сущности». Но пафос неуместен почти всегда, а в данном случае особо. Надо просто попытаться представить себя на месте этих суровых людей. Увидеть ситуацию их глазами и понять, что громкие фразы в духе «мы снимемся с чемпионата и уедем в Севастополь» или «мы увольняем тренера в ноябре, потому что в апреле он будет плохо работать» – это не идиотизм, а крик души и выброс наружу простых человеческих чувств.

В общем, понять и простить. Как всегда.

Автор – главный редактор журнала PROспорт