Выставка «Чувство воды»: Зачем художнику море

«Чувство воды» Натальи Зинцовой в Галерее 21 – выставка искусства минималистского и чувствительного. Формально оно современное, по содержанию – традиционное
«Маленькая коллекция янтаря» Натальи Зинцовой/ С. Портер/ Ведомости

Наталья Зинцова постепенно и тихо заняла собственное, заметное место среди московских художников, причисленных к современному искусству. Почти десять лет она регулярно участвует в выставках групповых и выставляется сама. И почти, кажется, не меняется, оставаясь верна «мусорному искусству», дающему новую жизнь старым выброшенным вещам: оконной раме, хранящей меж стекол игрушечных солдатиков, вешалке без крючка (его заменяет знак вопроса, нарисованный на стене), деревяшке с линиями жизни дерева.

Русское бедное (если вспомнить большую выставку Марата Гельмана) искусство предпочитает все же эффектные вещи, пусть и из копеечных или помоечных материалов. Зинцова же последовательно зрелищности избегает, становится все тише и аскетичнее. На «Чувстве воды» в Галерее 21 есть отбрасывающая тень загипсованная веревка, сосновый брус с капелькой смолы и два куска дээспэшной досточки, когда-то, наверное, бывшей полкой и теперь на полку положенной, отдыхать.

Этим «найденным объектам» – так Зинцова называет свой излюбленный материал, – как и письменному столу с песком в ящике («Остров») или фотографиям разнопарой ношеной обуви («Фрагменты»), есть словесное объяснение, поддержанное видео.

Автор рассказывает и показывает нам, что жила у моря, много и долго бродила по берегу. Как и все люди, так же по берегу моря (особенно холодного Балтийского) идущие, рассматривала выброшенные приливом предметы, притягивающие взгляд. Чувствовала свою отдельность от других и уверенность, что волной выносит только очень нужное, специально для вас морем возвращенное.

Кажется (возможно, напрасно, что слова и экран лишние. И без словесных и видео откровений все понятно. Прибрежное, пограничное одиночество, когда ты ближе к морю, чем к людям, многим знакомо. И оно легко прочитывается в выставленных объектах, помнящих о волне, песке, соснах и дюнах.

Наталья Зинцова, в сущности, составляет традиционный лирический морской пейзаж «с настроением». Только пользуется нетрадиционными для такого жанра материалами, спасая жизненный мусор, как ребенок видя в желтой бутылочной крышке янтарь, омытую волной драгоценность.

До 10 мая