Как попасть в закрытый берлинский аэропорт

В построенном при Гитлере Темпельхофе теперь водят экскурсии и пускают змеев
Associated Press. На фото: На летном поле Темпельхофа собираются разбить парк – конкурс уже идет

Брошены, но не забыты

В Берлине и его окрестностях есть немало бездействующих объектов, которые интересны туристам. Ветка метро Эта небольшая наземная линия длиной около 5 км была построена в конце 1920-х годов для сотрудников компании Siemens. Ветка, на которой расположены три станции, продолжала действовать после войны, но после того, как штаб-квартиру перенесли в Мюнхен, потребность в ней отпала. В 1980 году после забастовки движение по ветке остановилось навсегда, и с тех пор пути зарастают деревьями, а чтобы попасть сюда, нужно обладать специальными знаниями (которые есть, например, у создателя русскоязычного сайта о берлинских потаенных достопримечательностях lukaround.com). Возможно, когда-нибудь эта ветка станет чем-то похожим на нью-йоркский Хайлайн-парк. Rohrdamm, Ho¨he Hausnummer 83 Иракское посольство В посольство Ирака в Германской Демократической Республике до сих пор можно прийти, правда, визу в эту страну там вряд ли вам выдадут. Зато, несмотря на разбитые окна и расписанные граффити стены, здесь сохранились мебель 1970-х годов, кафельные узоры на стенах, а также пишущие машинки и телексы. Tschaikowskistrasse, 51 Парк аттракционов Когда-то этот парк аттракционов, построенный в 1960-е годы властями ГДР, посещали до 1,5 млн человек в год. Но к 2001 году из-за неверных решений менеджмента количество посетителей сократилось втрое, владелец вывез часть аттракционов в Перу, но и там не преуспел (к тому же решил отправить партию кокаина стоимостью 14 млн евро из Лимы в Берлин, спрятав ее в карусели, но был пойман). В заросшем деревьями и кустарником парке проводятся экскурсии для любителей заброшенных городских объектов. www.berliner-spreepark.de Станция радиоперехвата В районе Груневальд с 1955 по 1992 год находилась станция, откуда американцы прослушивали телефонные разговоры в ГДР и других странах Восточного блока. Теперь там проводят экскурсии, в том числе в сопровождении бывших сотрудников станции. www.berlinsightout.de

Когда выходишь из метро Platz der Luftbrücke, то первая мысль: экскурсовод что-то перепутал. Обычный городской пейзаж, оживленный перекресток, многоквартирные дома и здания начала прошлого века – неужели Темпельхоф находится именно здесь? Но затем видишь на углу одного из зданий кряжистого нацистского орла, идешь в эту сторону и оказываешься на пустынной площади перед главным входом с надписью Zentral Flughafen. Нас собирается группа из 15 человек, мы заплатили по 12 евро и приготовились в течение ближайших двух часов узнать историю знакового для Берлина места – аэропорта Темпельхоф (экскурсии устраиваются один или два раза в день, мы договорились о групповом туре на английском, но есть туры и на русском языке).

Экскурсовод пропускает всех в галерею, окна которой выходят на летное поле. За стеклом – огромное пространство, видны небольшие группки людей, запускающих воздушных змеев, несмотря на довольно промозглую погоду. Под самыми окнами тусуются байкеры в черной коже на антикварных мотоциклах.

Пик перевозок в аэропорту Темпельхоф пришелся на 1960-е годы. Но потом он перестал справляться с нагрузкой, а главное, его взлетно-посадочные полосы оказались слишком короткими для больших пассажирских самолетов. С 1975 года, когда уже активно работал аэропорт Тегель, количество рейсов здесь стало сокращаться, и в 2000-х годах уже снизилось до одного-двух в день. Самолеты окончательно улетели из аэропорта Темпельхоф в 2008 году, после того как на референдуме берлинцы решили, что действующая взлетно-посадочная полоса почти в центре города представляет собой скорее неудобство. С тех пор огромный аэровокзал существует в полудремлющем режиме: на летное поле приходят погулять и позагорать, иногда здесь устраивают массовые мероприятия. Кроме того, в здании аэропорта по-прежнему располагаются Управление уголовной полиции, офис президента полиции Берлина и центральное бюро находок, но значительная часть здания пустует и закрыта для посетителей.

Экскурсовод говорит, что самолеты здесь появились еще в 1909 году, когда первый демонстрационный полет в течение целой минуты совершил Орвилл Райт. Коммерческий аэропорт открылся в 1923 году (экскурсантам показывают фотографию какого-то сарайчика), в 1926 году здесь стала базироваться только что созданная авиакомпания Lufthansa, которая тогда называлась Deutsche Luft Hansa. Летали не только самолетами, но и дирижаблями. В 1948-1949 годах именно благодаря этому аэропорту удалось спасти от голода два миллиона жителей Западного Берлина, которые оказались в полной наземной блокаде и которых американцы и британцы снабжали продовольствием с помощью воздушного моста.

Мы переходим в зал регистрации – полутемный, совершенно пустой и от этого кажущийся еще более огромным. Здесь сохранилось все, что должно быть в аэропорту: стойки, табло, вывески с логотипами авиакомпаний, лента для багажа, неоновый указатель Zut Restaurant – только нет пассажиров.

По массивной лестнице мы поднимаемся на верхний этаж. Это серьезное испытание: здание довольно высокое, и можно сбиться со счета, преодолевая лестничные пролеты. Наверху нам показывают недостроенный зал с закопченным потолком и стенами с открытой и очень грубой кладкой (аэропорт был построен в рекордные сроки – всего за два года) и рассказывают, что Темпельхоф – это только начало преобразования Берлина в новый город, придуманный Гитлером и Адольфом Шпеером, – Германию. Рядом еще одна достопримечательность – баскетбольный зал с символикой команды Berlin Braves, в котором тренировались американские военные, дислоцированные в Темпельхофе.

Но самое, пожалуй, интересное экскурсовод оставляет на конец осмотра. Это бомбоубежища. На огромном лифте мы спускаемся под землю, проходим мимо залов с гигантскими барабанами воздушных фильтров и толстыми трубами воздуховодов и оказываемся в помещении, белые стены которого расписаны игривыми рисунками с готическими надписями. Это убежище для гражданских лиц, и расположено оно не очень глубоко. Глубже находится второе – двухуровневое довольно просторное помещение, с полуразрушенными потолками, закопченными стенами и еле освещенное слабыми лампоч­ками.

В ближайшее время Темпельхоф ждут преобразования: на летном поле разобьют парк – конкурс уже идет. Опыт регенерации «матери всех современных аэропортов», как назвал Темпельхоф архитектор Норман Фостер, еще не раз пригодится берлинским властям: в следующем году должен наконец открыться новый городской аэропорт Берлин-Бранденбург, а два действующих сейчас – Тегель и Шенефельд – повторят судьбу Темпельхофа.

www.tempelhoferfreiheit.de/en