Статья опубликована в № 3329 от 17.04.2013 под заголовком: С челочкой на лбу

Премию «Поэт» получил Евгений Евтушенко

Премией «Поэт» ($50 000) наградили литературное поколение эпохи «оттепели». В лице Евгения Евтушенко
Евгений Евтушенко получил премию за давние заслуги
С.Фадеичев / ИТАР-ТАСС

Евгений Евтушенко, в прошлом году отпраздновавший 80-летие, по-прежнему верен себе: ходит в пиджаках экстравагантных расцветок, артистично читает собственные стихи, регулярно (хотя и все реже) выступает в Политехническом. Ирония в адрес его стихов и фигуры, так распространившаяся вскоре после перестройки, в последнее время поугасла.

Видимо, потому, что сегодня совершенно очевидно (и жюри премии «Поэт», состоящее из наших ведущих критиков и литературоведов, лишь подтвердило это): Евтушенко – один из самых талантливых поэтов своего поколения. И вместе с тем один из последних его представителей. Очевидно, что в лице Евгения Евтушенко поблагодарили еще и тех его единомышленников и друзей, которых наградить этой премией не успели или не смогли: Беллу Ахмадулину, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского.

Когда читаешь Евтушенко сегодня, многие темы и лица, которым он посвящал свои стихи, – Сталин, Ленин, Братская ГЭС, вся эта концентрированная гражданственность и идеология опадают как шелуха. Остается фантастическое чувство ритма. «Мы сто белух уже забили, / цивилизацию забыли, / махрою легкие сожгли, / но, порт завидев, – грудь навыкат! друг другу начали мы выкать / и с благородной целью выпить / со шхуны в Амдерме сошли». Поди плохо? Чуткость к ритму определила и счастливую музыкальную судьбу его стихотворений: песен на слова Евтушенко – десятки, многие из них давно стали классикой, от «Хотят ли русские войны?» до «Со мною вот что происходит».

Что же до содержательной стороны его поэзии, то, пожалуй, лучше всего Евтушенко описал не войну, не снега, а молодость, ее счастливое легкомыслие, эгоцентризм и легкость («Но вот с тетрадочкой зеленою / на верхней полке я лежу. / Маслины косточку соленую / я за щекой еще держу»). Возможно, потому, что и внутренний возраст поэта всегда соответствовал именно этому времени – молодому.

Евтушенко пришел в литературу в ту эпоху, которой поэзия была необходима как воздух. Молодые люди конца 1950-х – 1960-х годов остро нуждались в одухотворяющем их бытие поэтическом, но доступном слове. Произнесенном своим в доску парнем. Вот этот парень «походочкой расслабленной, с челочкой на лбу» и пришел. И стал поэтом своей страны.

Те, кто родился несколькими десятилетиями позже и активно пишет стихи сегодня, могут быть любимы поклонниками, но назвать их «поэтами своей страны» невозможно. Это поэты своего круга, своей среды. Просто потому, что стране сегодня не нужны поэты. Поэтому когда лауреатом премии «Поэт», в идеале призванной наградить Поэта, становится Евгений Евтушенко, это не вызывает вопросов и выглядит как возвращение давнего долга.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать