Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Шакина
Статья опубликована в № 3343 от 14.05.2013 под заголовком: Из Европы в Сочи

Объявлена программа «Кинотавра»: Говорухин и небесные жены

Объявлена программа главного отечественного кинофестиваля «Кинотавр», который пройдет в Сочи в начале июня. В ней нашлось место и арт-хаусу европейского образца, и Станиславу Говорухину
«Небесных жен луговых мари» уже видела европейская публика, теперь очередь российской
29 февраля

В этом году программа «Кинотавра» выглядит особенно многообещающе. Не столько потому, что там много фильмов, которые давно хотелось посмотреть, сколько потому, что большую их часть уже показали на международных киносмотрах. Российская кинопродукция востребована фестивальной конъюнктурой – это ли не повод для сдержанного оптимизма.

«В ожидании моря» Бахтиера Худойназарова, полное экологического пафоса фэнтези о мечтательном капитане рыболовецкого судна и спровоцированном им возвращении высохшего Арала, билось за приз в Риме. Как и «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко – вольное продолжение любимых Квентином Тарантино «Овсянок» с увеличенной фольклорно-мистической составляющей. В альманахе о быте марийских женщин лучшие российские артистки – от Яны Трояновой до Яны Есипович – говорят на соответствующем, неведомом большинству зрителей языке. В Риме фильм показывали с субтитрами, для «Кинотавра» и проката, по слухам, озвучат по-русски. За два часа Федорченко с постоянным соавтором, казанским магическим реалистом Денисом Осокиным, успевают рассказать несколько десятков удивительных историй – там селянка уступает мужа лесной колдунье, тут невесты варят чудо-кисель, вызывая женихов-оборотней. Наибольший отклик у зрителей, без сомнения, вызовет та, в которой сбежавшую в город деревенскую певичку спасает от кладбищенского зомби специально обученный шаман-милиционер.

«Разносчика» Андрея Стемпковского показывали в параллельном конкурсе Роттердама. Предыдущую его работу, «Обратное движение», пару лет назад на «Кинотавре» назвали лучшим дебютом – несмотря на некоторую визуальную и сюжетную вычурность, в ней чувствовалось качественное авторское зерно. И правда – второе кино Стемпковского о парне из глухого Подмосковья, который развозит пиццу и попадает в чисто нуаровский переплет со звонками от незнакомцев и ненароком подкинутыми пистолетами с глушителем, снято хоть и не без влияния любимых режиссером Мельвиля и Джонни То, но уже вполне про нашу жизнь, лобово, беспощадно и жестко. Кроме того, всегда приятно посмотреть фильм, доказывающий, что и реальность платформы «47 км» по Казанскому направлению можно опоэтизировать в духе лучших жанровых образцов европейского и азиатского кино.

Бунтарского «Майора» Юрия Быкова – триллер на неизбывный для сегодняшнего российского кино мотив о злоупотреблениях оборотней в погонах – перед тем, как пригласить на «Кинотавр», отобрали для участия в каннской «Неделе критики». Фильм вчерашней студентки Таисии Игуменцевой «Отдать концы» перед поездкой в Сочи также покажут на Лазурном берегу. В прошлом году здесь отметили ее короткий метр «Дорога на...», теперь по традиции должны дать шанс полнометражному дебюту. Картины и Игуменцевой, и Быкова – плоды продюсерской работы режиссера Алексея Учителя, который на поле огранки сырых бриллиантов деликатно теснит таких знатоков этого дела, как Сергей Сельянов и Игорь Толстунов.

Имеется в конкурсе «Кинотавра» и пара фильмов, которых ждут не критики и даже не зрители, но скорее читатели, – две киноверсии качественной отечественной прозы, которая, пройдя редакторские горнила, наконец готова штурмовать экран. Ностальгическую школьную повесть уральского прозаика номер один Алексея Иванова «Географ глобус пропил» адаптировал Александр Велединский, некогда имевший дело с ранней прозой Лимонова. В роли протагониста – испитого учителя, двойника вампиловского Зилова – главный «лишний человек» нашего кино Константин Хабенский.

Дебютную книжку лучшего из когорты новых реалистов Андрея Геласимова «Жажда» об инвалиде Чечни, бесконечно запивающем военный синдром водкой и умеющем гениально рисовать, тоже экранизировал дебютант – ученик Владимира Бортко Дмитрий Тюрин, набивший руку на производстве картонных сериалов для канала «Россия».

В зрительском кино на главном российском киносмотре, который то и дело обвиняют в нездоровой элитарности, недостатка тоже не будет – достаточно сказать, что откроется он новым фильмом председателя думской комиссии по культуре Станислава Говорухина, который четыре года назад с соответствующей трибуны обвинял «Кинотавр» в попытках очернить жизнерадостную российскую действительность.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать