Статья опубликована в № 3343 от 14.05.2013 под заголовком: Поступь циклопа

Фестиваль «Звезды белых ночей» грозится перерасти Зальцбургский

Объявлена программа ХХI музыкального фестиваля «Звезды белых ночей – 2013». По объему и насыщенности фестиваль Валерия Гергиева явно догоняет Зальцбург
Валерий Гергиев намерен превзойти собственные достижения
С. Николаев / Ведомости

За две недели до открытия «Звезд» на сайте Мариинского театра наконец-то появилась программа фестиваля. То ли по случаю шестидесятилетия Валерия Гергиева, то ли в честь открытия Новой сцены, но размах предстоящего театрально-концертного марафона по-настоящему впечатляет. На трех сценах театра пройдет 125 программ.

26 мая выступит Лондонский симфонический оркестр, 18 июня – певица Магдалена Кожена со знаменитыми «Венецианскими барочными солистами», возглавляемыми Андреа Марконом. Качественных приглашенных солистов будет много: Леонидас Кавакос, Александр Торадзе, Даниил Трифонов, Рудольф Бухбиндер, Кристиан Блэкшоу. Среди приглашенных дирижеров значатся Пааво Ярви и Марк Минковски. Но гастрольных зарубежных оркестров приедет всего два.

Фестиваль поражает своими циклопическими размерами – 66 дней, а по количеству оперных и балетных названий со «Звездами» не сравнится ни один из известных европейских фестивалей: 20 опер и 10 балетов представлены (и не по одному разу!) в фестивальной афише и дополнены несколькими оперными и балетными гала. Среди них – бенефисы Ульяны Лопаткиной (4 июня) и Анны Нетребко (10 июня). Параллельно в Мариинском-3 развернется программа из более чем трех десятков концертов, включая полный цикл квартетов Шостаковича (квартет «Атриум»), полный цикл скрипичных сонат Бетховена (Леонидас Кавакос) и полный цикл его же фортепианных концертов (Рудольф Бухбиндер).

Освоение Новой сцены идет полным ходом. На ней будут представлены обе фестивальные оперные премьеры. «Русалка» Даргомыжского открывает фестиваль 24 мая, а завершит его 27 и 28 июля долгожданная мировая премьера новой оперы Родиона Щедрина «Левша» по Лескову (режиссер – Алексей Степанюк, художник – Александр Орлов).

«Русалку» ставит слаженная команда постановщиков: режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин. Хочется верить, что постановщики отнесутся к исходному авторскому материалу бережно.

Балетная фестивальная премьера анонсирована всего одна – Concerto DSCH Алексея Ратманского 4 июля. Это если не считать премьеры «Весны священной» Саши Вальц, которая формально состоится до открытия фестиваля, но будет повторена в паре с «Весной» Вацлава Нижинского 22 июня (автор реконструкции – Миллисент Ходсон).

Ратманский перенесет на Новую сцену свой давнишний балет, поставленный в 2008 г. для труппы NYCB (New York City Ballet) на музыку Второго фортепианного концерта Шостаковича. Примечательно, что премьера DSCH состоится день в день с гастролями Нидерландского театра танца (NDT-1) – они выступают на исторической сцене 3 и 4 июля.

«Кольцо нибелунгов» Вагнера переезжает на Новую сцену: тетралогия пройдет с 11 по 16 июня. Юбилей Вагнера почтут и возобновлением «Летучего голландца», извлеченного из дальних закромов театра. Юбилей Верди – вереницей его опер, на исторической и новой сценах: «Аида», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Травиата».

Если вспомнить, что программа Зальцбургского и Люцернского фестивалей составляется в основном из гастролеров, а оперные спектакли в Зальцбурге – это фестивальные проекты, каждый из которых готовит отдельная команда, становится окончательно непостижимо, как можно провести «Звезды», опираясь почти исключительно на силы коллектива Мариинского театра. И в этом уникальность мариинского фестиваля. Ни один театр в мире – включая Баварскую оперу, фестивальная модель которой отчасти сходна с мариинской, – не потянул бы такой сверхъестественной нагрузки.

Санкт-Петербург

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать