Фестиваль в Бергене: Марко Поло попал на север

Арпеджиато на улице в Бергене/ А. Мокроусов

Фестиваль в Бергене называют «норвежским Зальцбургом». Если в этом и есть преувеличение, то небольшое: фестиваль разве что длится не так долго, как его австрийский коллега, – чуть больше двух недель. А так – то же разнообразие жанров, от опер и современного танца до драматических спектаклей (в этом году дают чеховскую «Чайку») и современного искусства (фестиваль организует свою выставку). Та же разноязыкая публика, от испанцев и англичан до голландцев и русских, то же многообразие возрастов, начиная с детей.

Встретить знаменитость можно не только в концертном зале – а у фестиваля с десяток площадок, от средневековой церкви до дома-музея легендарного скрипача-виртуоза Уле Буля. В Бергене есть традиция: в 16 часов в день концерта музыканты играют прямо на улице. Так что когда в этом мае в центре города теорба начинала вторить контратенору, то не уличные певцы зарабатывали на хлеб, но знаменитый барочный ансамбль L'Arpeggiata анонсировал вечерний концерт.

Главной премьерой нынешнего сезона стала история путешествий Марко Поло: оперу китайско-американского композитора Тань Дуня поставила один из лучших британских режиссеров Нетайя Джонс. Работать ей пришлось на сцене Центра Грига (композитор жил на берегу фьорда в Бергене, в городе полдюжины его памятников) – для акустики хорошо, для спектакля, быть может, тесновато. Но замысловатые декорации, сделанные при помощи видео, искупают статичность, а главным оказывается музыка. Тань Дунь предлагает путешествие по разным музыкальным культурам, от итальянской до буддистской, и Бергенский филармонический оркестр (ему 200 с лишним лет) под управлением Балдура Брённимана с этой задачей справляется.

«Марко Поло» – первая опера Тань Дуня, сделавшая автора знаменитым. Но Берген предлагает и менее раскрученные произведения – например, монооперу Мортона Фелдмана Neither на либретто дружившего с композитором Сэмюэля Беккета. Фельдман долго ждал текст, пока однажды не получил открытку. На ней Беккет и уместил либретто. Опера идет едва ли час, но смотрится на одном дыхании не только благодаря голосу норвежской сопрано Эйр Индерхауг, но и цветопредставлению, фактически заменяющему декорации.

Самым длинным же спектаклем фестиваля стала «Латимерия» (Coelacanth) – он идет пять с половиной часов. Название древнейшей из существующих на земле рыб, которую открыли лишь в ХХ веке, стало метафорой для истории всего человечества. Режиссер Алан-Люсьен Ойен разворачивает ее на примере труппы, актеры которой готовят в Америке премьеру в Бергене, – и представляют в итоге историю Орфея и Эвридики с посещением рая, где героев встречает Людвиг Витгинштейн. Местами уморительно смешная, местами трогательная и даже душещипательная не хуже чем мыльная опера, эта история рассказывается не только посредством языка, но и музыки. Двенадцать исполнителей играют даже во время антрактов, утверждая тем самым смещение границ между искусством и реальностью.

Фестиваль продлится до 5 июня